ОПЕК допустила проведение внеочередного заседания из-за дешевеющей нефти
В случае дальнейшего снижения цен на нефть страны – члены ОПЕК могут провести внеочередное чрезвычайное заседание организации. Об этом в интервью The Finacial Times заявила президент ОПЕК, министр нефти Нигерии Диезани Аллисон-Мадуэке. По ее словам, многие страны, входящие в ОПЕК, обеспокоены отрицательным воздействием падения цен на нефть на их экономики.
Если цены на нефть опустятся еще ниже, то «очень вероятно, что мне придется созвать чрезвычайное заседание ОПЕК в течение ближайших шести недель или около того», – сказала она. «Почти все страны ОПЕК, кроме, возможно, стран арабского блока, находятся в некомфортной ситуации», – добавила министр.
Издание отмечает, что, несмотря на заявление президента ОПЕК, лидер организации, Саудовская Аравия, вряд ли согласится на проведение чрезвычайной сессии, поскольку она выбрала стратегию удержания доли рынка, пусть и при невысоких ценах на нефть. Регулярная встреча стран – членов организации должна пройти в июне, для проведения внеочередной встречи нужно согласие всех 12 стран-членов.
В ноябре 2014 года на совещании стран ОПЕК было принято решение не сокращать квоты нефтедобычи и оставить их на уровне 30 млн барр. в сутки, установленном еще в 2011 году. Рынок тогда отреагировал очередным падением нефтяных котировок – сразу после окончания встречи цены на нефть рухнули до $74,75. В официальном заявлении ОПЕК по итогам заседания отмечалось, что «стабильные цены на нефть – на уровне, который не мешает глобальному экономическому росту, но одновременно позволяет производителям зарабатывать достаточную прибыль и инвестировать в удовлетворение будущего спроса, – жизненно необходимы для мирового экономического благополучия».
После летних максимумов в районе $115 за баррель, локального минимума цены на нефть марки Brent достигли в середине января, когда за баррель на бирже давали менее $48. После этого цены поднялись, и к концу февраля Brent торговался в районе $60 за баррель.
Экс-глава ФРС Алан Гринспен в конце февраля заявил, что отказ ОПЕК сокращать добычу нефти лишил картель способности влиять на ценообразование. Экономист прямо указал на то, что корни текущего энергетического кризиса лежат в технологическом развитии «нетрадиционной» добычи нефти в Штатах: «Прогресс в добыче трудноизвлекаемых ресурсов, в основном путем горизонтального бурения и гидроразрыва, обернул падение американского производства нефти вспять. Среднесуточный объем добычи вырос с 2012 года на 3 млн баррелей». Это предопределило быстрый рост коммерческих запасов нефти и стремительное падение ее стоимости. Гринспен уверен, что любые дальнейшие прогнозы по цене барреля должны опираться именно на данные по объему складских запасов. Говорить о «бычьем» тренде можно лишь тогда, когда существующий разрыв между производством и потреблением исчезнет. Поэтому февральское повышение цен «может оказаться всего-навсего кратковременным скачком, пока инвесторы закрывают короткие позиции».
Гибкость сланцевых технологий добычи, по мнению Гринспена, является основным преимуществом сланцевой нефти – такие скважины иссякают за несколько лет (в отличие от нескольких десятилетий у «традиционных» месторождений), а объем добычи на них гораздо проще регулировать. Получается, что отрасль сланцевой нефти быстрее и легче реагирует на вызовы рынка: «В отличие от специальных решений монополиста ОПЕК, колебания рыночных цен будут автоматически влиять на объем добычи сланцевой нефти». Исходя из этого, «нетрадиционная» добыча «будет заметно более эффективным стабилизатором мировых цен», нежели неповоротливый ОПЕК. При таких условиях Гринспен не находит ничего удивительного в том, что Штаты «перехватят» у картеля контроль над ценообразованием на долгие годы или даже навсегда.