Эксперты назвали единственную альтернативу структурным реформам в России
Экономика России сможет расти более чем на 2% только в одном случае — если цены на нефть будут ежегодно повышаться и достигнут отметки $100 за баррель. Такой вывод содержится в макроэкономическом прогнозе на 2017–2018 годы, подготовленном экспертами РАНХиГС, Института Гайдара и академии внешней торговли при Минэкономразвития.
Дорогая нефть также является единственным способом ускорить темпы роста инвестиций в основной капитал и доходов населения, указывается в докладе. Росстат пока не опубликовал статистику по этим показателям за 2016 год, однако по оценке из бюджетного прогноза инвестиции снизятся на 3,7% по сравнению с январем—декабрем 2015 года, а реальные доходы — на 5,6%. Даже при дорогой нефти в 2014 году было понятно, что без реформ российская экономика замедляется, сказал на презентации доклада во вторник директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский.
Впрочем, сценарий с нефтью по $100, говорится в прогнозе РАНХиГС, «маловероятен в среднесрочной перспективе». Но даже если цены так сильно вырастут, «резко возрастут риски возникновения нового кризиса в экономике при стабилизации цен на нефть и откладывании реформ на будущее». При этом Всемирный банк и крупные западные банки в своих обзорах хотя и сходятся в том, что ВВП России начнет расти, но «не предполагают в ближайшие год-два никаких серьезных структурных и институциональных реформ, способных значимо повлиять на динамику экономического роста», указывает РАНХиГС. «Если цена на нефть уйдет за $60, то да, я думаю, это опять всех расслабит. До $60 не расслабит, потому что все равно темпы роста будут низкие», — говорил РБК на минувшем Гайдаровском форуме председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин (именно ЦСР готовит стратегию развития страны на 2018–2024 годы, представить ее планируется в мае).
Экономика России прошла дно, констатировали эксперты РАНХиГС в своем прошлом докладе, который вышел в октябре. 2016 год оказался для экономики достаточно неплохим, сказал Дробышевский на презентации. В целом эксперты рассматривают два стандартных сценария, консервативный и базовый: первый предполагает нефть по $40 на протяжении двух лет, второй — $50 в 2017-м и $60 в 2018-м. Вероятность базового сценария выше, отметил Дробышевский. В среднем цена нефти в 2017 году составит $50–60, заявлял ранее министр энергетики Александр Новак.
В консервативном варианте РАНХиГС, как и авторы бюджетного прогноза, предусматривает рост ВВП всего на 0,6 и 1,7% соответственно в следующие два года (совпадает с бюджетным прогнозом). Однако первый вице-премьер Игорь Шувалов на Давосском форуме на прошлой неделе говорил, что власти ждут роста на 1–2%, а министр экономического развития Максим Орешкин объяснял, что такой рост будет возможен при сохранении нынешних цен на нефть и отсутствии новых внешних шоков.
К этим оценкам близок прогноз РАНХиГС по базовому сценарию, согласно которому в этом году ВВП увеличится на 1,4%, а год спустя — на 2,2%. Экономику России ждет «скучное» восстановление, указали в своем прогнозе от 20 января аналитики «Ренессанс Капитала». По прогнозу РАНХиГС, похожим на динамику ВВП будет и изменение большинства других ключевых макроэкономических показателей. В базовом сценарии инвестиции в следующие два года вырастут на 1,8 и 2,5% соответственно, товарооборот — на 0,3 и 1,5%, доходы — на 1,5 и 2,7%. Рост основных показателей предусмотрен и в консервативном сценарии, хотя и более медленный (за исключением оборота розничной торговли, который, как считают авторы, снизится на 0,1% в 2017 году).
Что касается инфляции, то перспективы ее снижения до 4% в 2017 году (именно такой цели планирует достичь ЦБ) «пока неоднозначны», говорится в прогнозе. В 2016 году инфляция в России оказалась рекордно низкой (5,4%), напомнил на презентации обзора ведущий научный сотрудник РАНХиГС Павел Трунин. Этому помогло смягчение денежно-кредитной политики вопреки жестким действиям Центробанка — хотя регулятор кардинально не снижал ключевую ставку, монетарная политика смягчилась, отметил он. Кроме того, на низкие темпы роста цен повлияло и поведение бизнеса, который закладывал их повышение еще во время резкого изменения курса рубля, добавил Трунин.
Рост цен могут ускорить восстановление совокупного спроса, а также мягкая бюджетная политика. Эксперты РАНХиГС опасаются, что к увеличению расходов приведет рост поступлений от нефти, «особенно с учетом текущей фазы политического цикла» (в 2018 году пройдут выборы президента страны). При этом министр финансов Антон Силуанов ранее объявил, что правительство приняло решение о направлении нефтяных сверхдоходов в резервы и отказе увеличивать расходы.