Число безработных в России снизилось до минимума с осени 2015 года
Уровень безработицы в России, рассчитанный по методологии Международной организации труда (МОТ), в июле 2016 года составил 5,3% (4,125 млн безработных), говорится в ежемесячном отчете Росстата, опубликованном во вторник. Количество людей, не имеющих работу, снижается четвертый месяц подряд, несмотря на то что экономика по-прежнему находится в рецессии.
Последний раз безработица в России находилась ниже текущего показателя в сентябре прошлого года — тогда уровень безработицы составлял 5,2% (в июле и августе 2015 года было по 5,3%). С тех пор она стабильно росла и достигла пика в марте, составив 6% (самое высокое значение с января 2013 года), после чего пошла на спад. Падает и уровень официально зарегистрированной безработицы: как сообщили в Минтруде, на 1 августа он составил 1,2% — это самое низкое значение с ноября 2015 года.
Безработица в России снижается в условиях непрекращающейся рецессии. В подавляющем количестве регионов страны сокращаются все пять базовых секторов экономики или растет только один, отмечали ранее в своем докладе эксперты института «Центр развития» Высшей школы экономики (ВШЭ). По данным Росстата, ВВП сократился во втором квартале 2016 года на 0,6% относительно того же периода предыдущего года, и это стало шестым подряд кварталом спада экономики.
На феномен несоответствия экономической ситуации и уровня безработицы в России обращали внимание экономисты британской консалтинговой компании Capital Economics. В своем докладе, о котором писал Bloomberg, эксперты отмечали, что российские предприятия вместо того, чтобы увольнять сотрудников, сокращают им зарплаты, отправляют в неоплачиваемые отпуска или переводят на неполный рабочий день.
«Российский рынок труда обладает иными механизмами адаптации, чтобы приспосабливаться к кризисным явлениям, — [он делает это] не столько за счет количественной подстройки, сколько за счет ценовой и временной. В этот кризис реакция была именно такой», — подтверждает в комментарии РБК заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников. Человек может работать полный рабочий день, но получать 8 тыс. руб., добавляет руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. «Российский работник согласен на ухудшение собственных условий работы», — говорит он.
В Capital Economics также подчеркивают, что рабочие места в России теряли люди, занятые в теневой экономике, и многие из них просто не оставили следа в официальной статистике. В частности, речь идет об иностранцах, не оформленных официально. Росстат не учитывает занятость в серой сфере, поэтому относиться к показателю безработицы по методологии МОТ «всерьез» невозможно, соглашается Гонтмахер. С другой стороны, обследование Росстата по проблемам занятости охватывает как формальный, так и неформальный сектор, возражает Капелюшников.
Нынешние улучшения объясняются лишь сезонностью, считает Капелюшников. «Практически каждый год абсолютно такой же рисунок. Пик безработицы — в феврале-марте, потом она начинает снижаться, достигает минимума в августе-сентябре и начинает идти вверх», — напоминает он.