Смоленский прорыв: в регионе нашли способ снизить цену на электроэнергию
Он напомнил, что Россия занимает первое в мире по запасам торфа, который, в отличие от угля, является возобновляемым сырьем, а образующийся при его сжигании углекислый газ полностью перерабатывается природой. Еще один плюс в том, что после выработки торфяники можно использовать в сельском хозяйстве или вновь заболачивать, то есть возвращать в природный оборот.
Для России, по словам директора СЗТПК Николая Карпова, торф является самой настоящей золотой жилой. "В советское время от массового сжигания торфа для нужд энергетики отказались из-за тогдашнего низкого КПД. Сегодня новые технологии позволяют строить экономически выгодные "торфяные" ТЭЦ", - отмечает он. Уже сейчас, на стадии проекта, по словам Е.Беляева, ведутся переговоры об экспорте новых российских технологий в Европу и Азию.
Главным же достоинством новой электростанции должна стать низкая цена электроэнергии. "Сегодня мы выходим, по самым пессимистичным оценкам, на продажи примерно в 60 копеек за киловатт, то есть ровно в три раза меньше, чем общероссийский базовый тариф. Нужно понимать, что такое электростанция. Возьмите любой депрессивный регион - любой, постройте там электростанцию, и он начнет оживать, появятся работа, дороги, жилье", - сказал Е.Беляев.
Сейчас, по данным руководителя одной из крупнейших российских энергосбытовых компаний ООО УК "Энергострим" Юрия Желябовского, по темпам роста тарифов Россия обгоняет Евросоюз в 1,6 раза. После 1 июля 2012г. цены на электроэнергию в России вообще впервые оказались выше, чем в Евросоюзе. И если стоимость сотни киловатт-часов в Москве и Подмосковье составляет 9 и 10,1 евро соответственно, то, например, в не имеющей собственных источников дешевой энергии Болгарии всего 8,7. "Причем рост цен на электроэнергию в общей динамике является ключевым: очевидно, что она разгоняет все остальные цены. Потому что стоимость электроэнергии заложена буквально везде - в цене на "коммуналку", продукты, даже бензин", - объяснил Ю.Желябовский.
При этом доля сбытовых компаний, по его словам, в конечном тарифе составляет лишь 4%. "Государство устанавливает некий средний базовый тариф, по которому электроэнергию отдают в сетевые компании. А сетевики уже продают нам, сбытовым компаниям. Причем у нас особого выбора нет: по каким сетям электроэнергия заходит в область, у тех мы и вынуждены покупать. И если, например, базовый тариф сегодня примерно 1 рубль 70 копеек, то у сетевиков мы получаем на выходе уже 5 с лишним рублей. Мы добавляем только свои 4%", - отмечает Ю.Желябовский.
Смоленская ТЭЦ, по его словам, на сегодняшний день самый интересный проект в отечественной энергетике, в том числе с точки зрения защиты интересов простого потребителя. "Собственно, почему мы в этом проекте и участвуем. Если взять общемировую ситуацию, то сегодня рядовой потребитель электричества, то есть мы с вами, платим за нее больше, чем крупный завод, например. Это экономически обоснованно - слишком большие потери энергии, которые доводятся до каждого жителя. И для нашей страны, где огромные расстояния и низкая плотность населения, это особенно актуально. Единственный способ снизить потери - это малая генерация, вот такие станции. Причем на местном сырье", - уверен Ю.Желябовский.