Власти пошли на уступки дальнобойщикам перед всероссийской забастовкой
Премьер-министр и лидер «Единой России» Дмитрий Медведев в четверг, 23 марта, встретился с представителями нескольких объединений водителей-дальнобойщиков — это первая встреча на таком уровне за все время протестов против системы «Платон», которые начались в России в ноябре 2015 года. Накануне с дальнобойщиками встречалось руководство «Единой России» во главе с секретарем генерального совета партии Сергеем Неверовым, он участвовал и в сегодняшнем разговоре. Хотя на встрече Медведева с перевозчиками ни разу не упоминалась грядущая всероссийская забастовка дальнобойщиков, такие шаги властей отчасти связаны с намеченной акцией протеста, считает собеседник РБК в «Единой России».
В начале встречи Медведев объяснил, что к нему обратились коллеги из партии и сообщили о желании «пообщаться и обсудить наиболее актуальные темы, которые сегодня существуют в сфере автомобильных перевозок», передает корреспондент РБК. Премьер сам принял решение встретиться с дальнобойщиками, после того как выслушал доклад Неверова по итогам встречи 22 марта, знает собеседник РБК в партии. По его словам, та встреча единороссов состоялась по инициативе дальнобойщиков, которые сами обратились в партию. Часть из них готовились участвовать во всероссийской акции протеста, намеченной на 27 марта.
«Нелояльных» не позвали
Со стороны «представителей малого и среднего бизнеса в сфере автоперевозок», как они охарактеризованы в сообщении на сайте правительства, во встрече участвовали президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин, директор Объединения добросовестных участников рынка перевозок «Эверест» Павел Осеев, индивидуальный предприниматель Станислав Мартынов, гендиректор транспортной компании «Трансхолод» Камо Саакян и глава объединения перевозчиков «12 тонн» Сергей Сапронов. Также участвовали вице-премьер Аркадий Дворкович и министр транспорта Максим Соколов.
После введения системы «Платон» появилось несколько объединений водителей большегрузов, у которых нет консолидированной позиции и тактики. На встречу к Медведеву позвали не всех, был отбор, в итоге пригласили «лояльных», говорит РБК источник в одном из объединений дальнобойщиков. Акцию протеста 27 марта организуют Объединение перевозчиков России (ОПР) и Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов (МПВП), их представителей на встрече с премьером не было. Представитель МПВП сказал РБК, что ни о какой встрече с Медведевым не слышал. «С 27 марта мы начинаем пассивную акцию — отказ от перевозки грузов. В Москве акция планируется на 10 апреля», — сообщил он. Представитель Объединения перевозчиков сказал РБК, что МПВП, ОПР и региональные ассоциации, которые планируют стачку, объединяют частных перевозчиков, доля которых на рынке составляет 65–70%. «Власти же встречаются с представителями крупных грузоперевозчиков, доля которых на рынке составляет порядка 30–35%», — добавил он.
К «Платону» претензий нет
Участники встречи подчеркивали, что хотят обсуждать не только «Платон», но все накопившиеся проблемы рынка. Всего на ней обсудили около 20 вопросов, которые были объединены в пять тем: «Платон» и прозрачность распределения собираемых денег, весогабаритные параметры, стоянки, оплата (товарные накладные), обучение и контроль водителей, рассказал РБК Сапронов из «12 тонн». «Демпинг цен, переполненность рынка, квотирование погружают отрасль в упадническое состояние», — пожаловался премьеру Матягин. «Вопрос с «Платоном» актуальный, но это не первоочередной вопрос на сегодняшний момент. У нас вопрос связан с весогабаритными параметрами, со штрафстоянками, с коррупционными проявлениями, которые происходят на дорогах, с этими поборами — это в большей степени людей волнует», — сказал он. По словам Павла Осеева, его объединение оценивает систему «Платон» положительно: «Она очень многие фундаментальные вещи показала, она много чего сделала для государства и для транспортных компаний: в частности, показала тех перевозчиков, которые готовы соблюдать закон, работать вбелую, не хотят платить взятки». «Но есть контингент, который нарушает здоровую конкурентную среду. Мы как плательщики в систему «Платон» и иных сборов — мы их платим. Те, кто это не делает, жестко демпингуют рынок грузовых перевозок, и появляется нездоровая конкуренция», — рассказал Осеев главе правительства.
Организаторы «всероссийской стачки» 27 марта выступают за полную отмену системы «Платон» и прямо выдвигают политические требования — отставка правительства и недоверие президенту, следует из сообщения на сайте ОПР.
Тариф подрежут
Как сообщил РБК Владимир Матягин после встречи, перевозчики изложили премьер-министру и Минтрансу несколько предложений: во-первых, поднять тариф в системе «Платон» не в два раза, как запланировало правительство (с 15 апреля тариф должен быть повышен до 3,06 руб. с текущих 1,53 руб. за 1 км. — РБК), а только на 20%. Медведев поддержал идею пониженной индексации тарифа, предложив увеличить его на 25%. «Я считаю, мы могли бы <...> растянуть и продлить льготный период, который существует. То есть отказаться в настоящий момент, на время, от более жестких решений, которые были приняты, и проиндексировать тариф на ближайшее время на меньшие суммы, то есть на 25% к установленному тарифу», — заявил премьер по итогам разговора. Постановление об индексации платы только на 25% (вместо двукратного повышения) с середины апреля выйдет в пятницу, 24 марта, сообщил по итогам встречи Дворкович.
Во-вторых, упростить схему для перевозчиков, особенно для индивидуальных предпринимателей, по транспортному налогу и вычетам по системе «Платон», говорит Матягин. Перевозчики также предложили рассмотреть возможность льготного дифференцированного тарифа для тех, кто ездит на большие расстояния. «Многие перевозчики проезжают небольшие расстояния, а некоторые по 20–30 тыс. км в месяц наматывают. Рассмотреть такую возможность для тех, кто очень много использует федеральные трассы, чтобы через определенное количество времени и расстояния была возможность платить по уменьшенному тарифу, это только помогло бы бизнесу», — говорил Матягин на встрече с премьером. По его словам, Медведев поддержал это предложение.
Проблема перегруза
В-третьих, снять ответственность с перевозчика за перегруз. Сейчас ответственность за это лежит на перевозчике, хотя он не осуществляет загрузку и разгрузку и не имеет возможности самостоятельно устранить перегруз, как, например, при перевозке грунта или бетона. Представители отрасли предложили ввести норму допустимого перегруза для некоторых типов транспортных средств. Это избавит водителей от необходимости платить штраф и оставлять машину на штрафстоянке, если у него нет возможности устранить перегруз.
Участники рынка также предложили автоматизировать сбор данных о перегрузе. Для этого по предложению участников рынка Минтранс будет устанавливать пункты весогабаритного контроля. До 2021 года на федеральных трассах планируется установить 387 автоматических таких пунктов, отмечалось в сообщении министерства в конце 2016 года. «Дорожные весы» охватят всю сеть из расчета на каждые 100–150 км. Данные по таким замерам могут поступать сразу в систему «Платон», допустил Матягин. Пункты контроля позволят взвешивать автомобили прямо на дороге во время движения, то есть без необходимости остановки машины сотрудниками Госавтоинспекции или Ространснадзора. Исключение человеческого фактора призвано сделать контроль за нарушителями максимально объективным, следует из объяснения ведомства. «Сейчас ответственность за перегруз лежит на перевозчике, а предлагается ее переложить на грузоотправителя или грузополучателя», — объяснил РБК другой участник встречи, Сергей Сапронов.
В-четвертых, автоматизировать процесс применения вычетов из транспортного налога. По мнению отрасли, этот вопрос можно отдать в ведение РТИТС (оператор «Платона») и ФНС. Это позволит уменьшить административную нагрузку и избавит водителей от необходимости заниматься сбором документов и ходить в налоговую. В-пятых, урегулировать работу в сфере стоянок и штрафстоянок. «Сейчас стоянки, которые водители используют для отдыха и сна, неохраняемые. Более того, водители не могут там получить полный спектр необходимых услуг: гостиничных, ремонтных и т.д.», — сказал РБК Сапронов. Участники рынка предложили определить нормативное расстояние между стоянками, которые должны будут покрыть сеть федеральных трасс. Отрасль также хочет сделать более четкими нормы работы штрафстоянок. В действующих регламентах штрафстоянок не прописано, как забрать машину, как установить причину задержания. «Все выстроено таким образом, что надо прийти и договориться», — посетовал Матягин.
В-шестых, довести нормативы региональных дорог, соединяющих федеральные трассы, до уровня федеральных. В настоящее время у региональных дорог более низкие нормативы по нагрузкам на ось, в результате чего они быстрее приходят в аварийное состояние, из-за того что ими пользуются большегрузные машины при переходе от одной федеральной трассы на другую. В-седьмых, создать интернет-портал, посвященный ремонту дорог. Пользователи ресурса могли бы вносить свои предложения по дорогам, требующим безотлагательного ремонта, и контролировать расходование средств.