Газпром требуют наказать за срыв поставок газа в Европу
Есть у компании проблемы и внутри страны. По данным министерства, в начале года российских потребителей от дефицита спасли запасы в подземных хранилищах и независимые производители газа, которые обеспечили рост потребления на пиках. Газпрому же так и не удалось выйти на докризисный уровень добычи.
По словам источника издания, знакомого с проектом доклада Сергея Шматко, министр собирается рассказать, что Газпром не в состоянии адекватно наращивать добычу. В результате в Европу было недопоставлено 1,4 млрд кубометров газа, а потребление на уровне 2,7 млрд кубометров в сутки спасли независимые производители.
Минэнерго предлагает активнее поддерживать независимых производителей газа как опору и основную точку роста отрасли (в том числе за счет беспрепятственного доступа к газопроводам Газпрома), параллельно усилив контроль над монополией. С.Шматко хочет попросить премьера дать Минэнерго полномочия согласовывать инвестпрограмму Газпрома и контролировать ее исполнение.
Стимулировать руководство монополии к этому развитию ведомство предлагает, введя в показатели производственной деятельности Газпрома максимальные объемы добычи и отбора газа. Эти показатели должны учитываться при расчете "эффективности руководства Газпрома и его премировании".
С большинством тезисов С.Шматко спорить глупо, полагает Виталий Крюков из "ИФД-Капиталъ". За неспособность Газпрома гибко и оперативно наращивать поставки, за слаборазвитую систему его ПХГ монополию упрекали уже неоднократно, поясняет аналитик. Однако он не берется предположить, поддержит ли премьер предложения министерства о контроле над инвестпрограммой Газпрома и изменении системы начисления бонусов его топ-менеджерам.
Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" считает предложения Минэнерго здравыми: "Когда в мире серьезно меняется картина в энергетике - и по запасам, и по добыче, и по потреблению - за такой структурой, как Газпром, необходим гораздо более жесткий контроль". Он напоминает, что США через восемь лет обещают едва ли не полностью обеспечить себя как собственной нефтью, так и газом, причем "самыми дешевыми в мире".
Потребитель газа меняется (от промышленности к рознице), говорит В.Нестеров, но Газпром "по-прежнему рассказывает нам, что газ будет дорожать, и мы должны ориентироваться исключительно на рынок Европы". Очевидно, монополии не хватает гибкости, заключает аналитик.