Шувалов призвал готовиться к тяжелому и затяжному кризису
Первый вице-премьер Игорь Шувалов предупреждает, что нынешний кризис только кажется мягче того, что был в 2008-2009 годах.
«Это только кажущаяся легкость. На самом деле по глубине и по сложности мне кажется, что мы уже год находимся в состоянии, когда мы входим в более затяжной и сложный кризис», – заявил Шувалов, выступая в Давосе на сессии, посвященной ситуации в России.
Вице-премьер назвал ситуацию в экономике «очень тяжелой» и не исключил того, что она будет еще ухудшаться, к чему должны готовиться не только власти, но и бизнес и общество.
«Антикризисный план 2015 года должен быть рассчитан на то, чтобы помочь ориентироваться к «жесткой посадке». Экономика жестко присаживается. Надо научиться всем, начиная от рядовых граждан до крупных корпораций и федерального правительства, жить в новых условиях», – пояснил Шувалов.
Он особо отметил важность проведения реформ, о необходимости которых говорится уже много лет, но до дела так и не дошло. В том числе и потому, что, благодаря высоким экспортным доходам острой потребности в таких реформах не было.
Шувалов подчеркнул, что введенные Западом санкции могут даже упростить проведение непопулярных реформ, так как внешнее давление на Россию было воспринято обществом как атака не лично на Путина, а на страну в целом. Таким образом, санкции обеспечили консолидацию российского общества, сплотили его и обеспечили руководству страны политическую поддержку.
«Если русский ощущает любое давление извне, он никогда не отдаст своего лидера. Никогда. Выдержим любые лишения, которые будут внутри страны, – меньше потреблять продуктов, меньше электричества, я не знаю, еще какие-то вещи, к которым мы все привыкли. Но если мы будем ощущать, что кому-то извне хочется поменять нашего лидера и это будет не наша воля, мы будем едины, как никогда», – заявил Шувалов, отметив, что чем дольше продлятся санкции, тем большей будет поддержка населением президента страны Владимира Путина.
Первый вице-премьер подчеркнул, что без «фактора Украины» и санкций проводить реформы при падении цен на нефть до $47 за барр. или ниже было бы вдвое сложнее.
«Проводить реформы при плохих внешних и внутренних условиях и малой поддержке властей населением – на это вряд ли кто-то пойдет. В этом случае можно было бы просто заигрывать обещаниями и проводить популистскую социальную политику», – заключил первый вице-премьер.
Напротив, возвращение больших экспортных доходов может стать проблемой, так как в этой ситуации давно необходимые страны реформы вновь могут быть свернуты, а проблемы в экономике будут «зарываться вглубь», потому что в случае роста нефтяных цен «и законодатель, и избиратель захотят больше государственных расходов».
За происходящим на Давосском форуме следите в онлайн-трансляции РБК.