Минфин выступил за снижение нагрузки на работодателей после 2018 года
Министерство финансов, ранее согласившееся законсервировать основные налоговые условия до 2019 года, вернулось к обсуждению идеи «фискальной девальвации» — перераспределения прямых и косвенных налогов с целью уменьшения прямой нагрузки на бизнес. Министр финансов Антон Силуанов сообщил во вторник на форуме «Ловушка «новой нормальности», что его ведомство подготовит предложения по «оптимальному соотношению прямой и косвенной нагрузки на бизнес», чтобы прямая нагрузка (главным образом в виде отчислений с зарплат в социальные фонды) снижалась, передает корреспондент РБК. Общая нагрузка на бизнес не вырастет, пообещал министр.
Позднее заместитель Силуанова Илья Трунин пояснил, что речь идет о снижении страховых взносов и одновременном повышении НДС. По его словам, Минфин будет предлагать такой маневр «в каждом новом бюджетном цикле» (цитата по «РИА Новости»), предложение может быть реализовано с 2019 года — после истечения моратория на изменение налоговых условий.
В России нагрузка от налогов на труд, уплачиваемых работодателями, — одна из самых высоких среди сравнимых по уровню развития стран, утверждает Минфин. Совокупная налоговая ставка для российской компании среднего размера составляет 47,4% от прибыли, из которых 36,1% — это налоги на труд, указывается в исследовании PwC и Всемирного банка Paying Taxes-2017, опубликованном в середине ноября. По нагрузке налогов на труд Россия уступает только Украине и Белоруссии в регионе Средней Азии и Восточной Европы, следует из доклада.
Из-за того, что прямая нагрузка «достаточно велика», особенно в части нагрузки на фонд оплаты труда, предприниматели мотивированы на то, чтобы оставаться в серой зоне и уклоняться от уплаты налогов, сказал Силуанов. Как отмечает Минфин в проекте «Основных направлений бюджетной политики» на 2017–2019 годы, в последние годы не случайно наблюдается снижение собираемости страховых взносов и декларируемой налоговой базы (фонд оплаты труда) — у неформального сектора и «конвертных» зарплат есть явное преимущество перед белой экономикой.
В России предприятия уплачивают из собственных средств взносы во внебюджетные фонды — Пенсионный фонд и фонды социального и медицинского страхования (по сути прямой налог). Действующая общая ставка взносов — 30% с зарплат, с 2019 года она должна была бы вырасти до 34%. Но правительство хочет повысить с 2019 года общий тариф только до 30,8% за счет увеличения ставки взноса в ФОМС на 0,8 п.п., называя это «тонкой настройкой всей системы взносов в социальные фонды». Пока не ясно, как предложения Минфина по снижению страховых взносов будут соотноситься с этим решением правительства.
Фискальная девальвация упоминалась в рекомендациях Международного валютного фонда и Европейского центробанка по преодолению кризиса в еврозоне. В общем виде речь идет о снижении налогов, которые влияют на стоимость производства (страховые взносы за работников или налог на прибыль), за счет увеличения налогов на конечное потребление, таких как НДС. В теории это делает товары более дешевыми и более привлекательными на международных рынках, то есть дает эффект, сравнимый с девальвацией национальной валюты.
Ставка НДС в России с 2004 года составляет 18% (реализация некоторых товаров, таких как детские товары или продукты питания облагается по ставке 10%, а при экспорте применяется нулевая ставка). НДС — крупнейший и постоянно возрастающий источник налоговых поступлений в федеральный бюджет с долей 34% в общих доходах за 2016 год. К 2019 году доля поступлений от НДС должна вырасти до 39,5%, следует из проекта бюджета на предстоящие три года.