Депутаты не смогли принять закон об амнистии капиталов с первой попытки
Амнистия наступит со второй попытки
Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал парламенту вернуть на рассмотрение во втором чтении законопроект об амнистии капиталов. Соответствующие документы размещены в базе документов нижней палаты. Законопроект был принят во втором чтении 20 мая, после того как комитет рекомендовал к принятию целый ряд смягчающих поправок и отклонил несколько предложений, на которые рассчитывал бизнес.
Рассмотреть законопроект (официальное название «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») снова во втором чтении предлагается уже сегодня, 22 мая.
В законопроекте предлагается учесть две поправки, предложенные Верховным судом, пояснил глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Согласно первой человек, задекларировавший свои активы в рамках амнистии капиталов, не должен будет возмещать ущерб государству, как того требует сейчас статья 76.1 УК. Поправка будет касаться только амнистии капиталов — операций с активами до 1 января 2015 года и шести статей Уголовного кодекса: ст.193, ч.1 и 2 ст.194, а также ст.198, 199, 199.1. и 199.2 УК.
Сейчас по законодательству по экономическим статьям человек, впервые совершивший преступление, освобождается от ответственности, если он возместил ущерб государству. Специально оговаривается, что по отдельным экономическим статьям ущерб должен быть возмещен в пятикратном размере.
Вторая поправка касается допроса налоговиков. Предлагается включить в УПК положение, согласно которому специалисты налоговых органов, получающие доступ к декларациям в рамках амнистии капиталов, не могут быть вызваны на допрос в связи с информацией, указанной в этих декларациях.
Как принимали закон об амнистии
Как ранее сообщал РБК, декларационную кампанию по амнистии капиталов предлагается провести с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года. Под нее подпадут активы в собственности, полученные до 1 января 2015 года. Она будет распространяться на ст. 193, ч.1 и 2 ст.194, ст.198–199.2 УК, а также ряд статей КоАП — 14.1, 15.1–15.6, 15.11 и 15.25.
Ко второму чтению была предложена и одобрена поправка, по которой существенно расширилось число тех, кто может рассчитывать на амнистию. Изначально предполагалось, что ей не смогут воспользоваться те, кто уже находится под следствием по статьям, которые под амнистию подпадают, или если их дела уже рассматриваются в судах. Однако в итоге был предложен следующий вариант: судья или следователь с согласия руководства следственного органа прекращает уголовное преследование лица по «амнистируемым» статьям УК в том случае, если размер ущерба государству не превышает размер задекларированных в рамках амнистии активов. В случае отказа глава следственного органа должен предоставить мотивированное постановление об отказе прекратить уголовное дело. Об отказе поправками предлагается «незамедлительно» уведомлять лицо, которое находится под уголовным преследованием, генерального прокурора и бизнес-омбудсмена.
Депутаты отклонили поправку, согласно которой под амнистию мог подпасть и руководящий состав компаний, указанных в декларациях. Предполагается, что ответственности смогут избежать только собственники активов и лица, указанные в декларациях. Также в числе отклоненных поправка, разрешающая декларировать наличные средства (это противоречит требованиям FATF), а также дающая возможность декларировать сделки, в результате которых были получены средства для приобретения активов.
В октябре прошлого года депутаты уже возвращали на пересмотр во второе чтение знаковый законопроект, позволяющий Следственному комитету возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без согласия налоговой службы. Проект, одобренный во втором чтении, обязывал следователей отправлять материалы о совершении преступления с предварительным расчетом недоимки в налоговую. На ответ инспекции отводили 15 дней, после чего СКР мог возбудить уголовное дело.
Уточненная версия законопроекта предлагала налоговой три варианта действия: сообщить о результатах проверки по обстоятельствам, указанным в сообщении о преступлении, если она проводилась; указать, что проверки не было или что она проводится сейчас, но решения пока нет. В то же время «при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления», СКР получал право возбудить уголовное дело, не дожидаясь ответа из налоговой службы.