Ненародное IPO: инвесторы оценили "Русал" по достоинству
Сегодня свершилось событие, которое будоражило инвестиционную общественность последние месяцы, если не годы. Состоялось первичное публичное размещение акций (IPO) алюминиевого гиганта "Русал".
Книга заявок закрылась глубокой ночью по московскому времени. Народным IPO не стал: еще на начальном этапе гонконгские регуляторы запретили участние неинституциональных инвесторов, однако это вряд ли огорчает главу "Русала" Олега Дерипаску, которому впору праздновать серьезный успех.
Задолго до наступления заветного часа стало понятно: несмотря на кризис, размещение обещает быть весьма удачным. Источники с мест сообщали: книга заявок переподписана, и стоимость акций будет ближе к середине ценового диапазона, установленного на уровне 9,10-12,50 гонконгских долл. (1,17-1,62 долл. США по текущим обменным курсам). Так и вышло: несмотря на то, что официально никто о результатах не объявлял, всем уже известно, что размещение пройдет по цене 10,8 гонконгского долл. (1,39 долл. США) за штуку. Таким образом, в результате размещения акций "Русал" привлечет 2,24 млрд долл., а рыночная капитализация компании составит 22,3 млрд долл., что, по мнению некоторых аналитиков, даже многовато для компании, отягощенной 15-миллиардным долгом. При этом мультипликатор "Русала" равен 11,7 (отношение EBITDA к планируемой капитализации), что превышает соответствующий показатель конкурентов. В частности, в Alcoa он равен 7,6, в Aluminum Corp. of China. - 10,2.
IPO "Русала" - событие эпохальное само по себе, расставляющее точки над i в мировой системе металлургических тяжеловесов. Среди компаний такого уровня лишь российскому гиганту удавалось до сегодняшнего дня оставаться темной лошадкой. Компания шла к IPO без малого долгих четыре года: впервые о размещении на бирже в "Русале" заговорили еще летом 2006г., а готовиться вроде бы даже начали с прицелом на 2007г. Однако потом дело застопорилось: то суды, то плохая конъюнктура, то кризис, то еще что-нибудь. В результате IPO-"долгострой" состоялось лишь в начале 2010г. в довольно неожиданном для российских компаний месте - Гонконге. Впрочем, китайским анклавом "Русал" не ограничился - глобальные депозитарные акции (GDS) компании будут торговаться на панъевропейской фондовой площадке Euronext.
Можно сказать, что О.Дерипаске сильно повезло. Ему удалось попасть с размещением акций в момент, когда на фондовом рынке оптимизм инвесторов заметно опережает реальные сдвиги к лучшему в экономике. Вера в рост цен на алюминий среди инвесторов и определенная экзотика ("Русал" стал первой российской компанией, разместившейся в Гонконге) сыграли на руку компании, заглушив среди покупателей опасения, связанные с ее многомиллиардными долгами и судебными тяжбами с прежним партнером О.Дерипаски Михаилом Черным. Результат - около 300 институциональных инвесторов, которые приняли участие в размещении акций компании. Впрочем, ощутить радость от вырученных от продажи акций миллиардов О.Дерипаска толком не успеет: привлеченные средства "Русал", скорее всего, тут же направит на погашение куда большей текущей задолженности.
Уместно также напомнить, с IPO "Русала" О.Дерипаска успел "запрыгнуть в отходящий поезд", проведя его на исходе отведенного ему срока. После слияния с СУАЛом и Glencore по соглашению акционеров "Русал" должен был выйти на биржу в течение трех лет с момента создания компании в апреле 2007г. Если бы ему это не удалось, то О.Дерипаска, как контролирующий акционер, был обязан осуществить обратный выкуп акций у остальных совладельцев. Учитывая многомиллиардные долги главы "Русала", подобная миссия могла бы стать для него невыполнимой.
Стоит отметить, что непрозрачность "Русала" был до последнего времени своеобразной "фишкой" компании. Информация строго дозируется, и до последнего времени мало кто извне знал, сколько компания заработала, сколько задолжала, а сколько и куда потратила. Подготовка же к IPO шла в обстановке привычной уже секретности, по крайней мере от широкой общественности. Например, инвестмеморандум объемом более 1,1 тыс. страниц стал доступен в ночь на 31 декабря, аккурат под Новый год, в день, лишь формально считающийся рабочим. А пока в России шли новогодние гуляния, "Русал" уже активно занимался премаркетинговой подготовкой к road-show. Официальной информации о результатах размещения, как уже упоминалось, тоже нет. Остается лишь надеяться, что с выходом на биржу "железный занавес", скрывавший "Русал" от общественности, хоть немного, да падет.