Минэкономики резко улучшило прогноз по снижению российского ВВП
ВВП России по итогам 2022 года сократится на 2,9%, а в 2023 году — на 0,8%, говорится в базовом варианте прогноза социально-экономического развития России, который представил в среду, 21 сентября, министр экономического развития Максим Решетников на правительственном часе в Совете Федерации.
Еще в середине августа Минэкономразвития ожидало, что ВВП в 2022 году упадет на 4,2%, а в 2023 году — на 2,7%. Однако затем первый вице-премьер Андрей Белоусов заявил, что ВВП в текущем году может снизиться менее чем на 3%. «В этом году, скорее всего, у нас спад будет меньше 3% — где-то 2% с небольшим процента, в следующем году есть все шансы ограничить спад 1% и получить минус 0,6–0,8%», — говорил Белоусов 29 августа.
Целевой сценарий
«Согласно прогнозу, нижняя точка спада экономики будет пройдена в четвертом квартале 2022 года», — заявил Решетников в Совете Федерации. Основным вариантом прогноза является сценарий продолжения «ускоренной адаптации» экономики к новым условиям, указал он (по сути, целевой сценарий). В 2024 и 2025 годах экономика уже будет расти темпом 2,6% в год, рассчитывают в Минэкономики. Сценарий ускоренной адаптации предусматривает импортозамещение, развитие транспортно-логистических коридоров, переориентацию экспортных поставок на Восток, ускоренную цифровизацию, стимулирование частной инвестиционной активности и т.д.
Реальные доходы россиян в 2022 году сократятся на 2%, но уже в 2023 году вырастут на 2%, следует из материалов пресс-службы Минэкономразвития. Однако инвестиции в основной капитал будут снижаться два года: на 2% в 2022 году и на 1% в 2023-м. При этом снижение 2023 года будет обусловлено высокой базой первого полугодия 2022-го (за этот период инвестиции выросли на 7,8% — как считает министерство, из-за стремления бизнеса ускоренно завершить начатые инвестпроекты). А дальше рост инвестиций будет опережать динамику ВВП, в том числе за счет крупных государственных вложений, надеются в Минэкономики.
Потребительский спрос прошел нижнюю точку спада и восстанавливается, сказал Решетников. По прогнозу министерства, оборот розничной торговли в 2023 году подрастет на 2,7% после спада на 6,1% в текущем году.
Риски для прогноза
Однако Решетников предупредил, что рисками для прогноза являются, в частности, замедление экономики Китая и ужесточение западных санкций. Россия может столкнуться с новыми санкциями, если в Донбассе и на украинских территориях будут проведены референдумы по присоединению к России, заявил 20 сентября верховный представитель ЕС по иностранной политике и безопасности Жозеп Боррель.
Министр не указал, учитывалось ли в прогнозе, который ложится в основу федерального бюджета на будущий год, объявление о частичной мобилизации 21 сентября. Министр обороны Сергей Шойгу уточнил, что по частичной мобилизации будут призваны до 300 тыс. резервистов.
Представитель Минэкономразвития не ответил на вопрос, учитывалась ли (будет учитываться) в прогнозе частичная мобилизация. «Безусловно, остаются риски, связанные с высокой неопределенностью в мировой экономике. Это, в том числе, и возможное ужесточение санкций. Поэтому в основу наших прогнозов заложена логика обеспечения устойчивости экономики не только в условиях уже введенных санкций, но и при потенциальных рисках», — сообщили в ведомстве.
Макропрогноз Минэкономразвития заложен в проект федерального бюджета на 2023–2025 годы, который 20 сентября был одобрен на заседании правкомиссии по бюджетным проектировкам. Правительство ожидает, что бюджет будет дефицитным все три года (после предполагаемого дефицита в 2022 году): в частности, в 2023–2024 годах отрицательный баланс составит 4,5 трлн руб.
На правительственном часе аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев высказал сомнения в реалистичности некоторых предпосылок Минэкономразвития. В частности, он полагает, что прогнозные объемы инвестиционного и промежуточного импорта (сырье, материалы, станки, оборудование) завышены, а население может проявить более сдержанное потребительское поведение. «В прогнозе сальдо платежного баланса к 2025 году постепенно снижается. Заложенные параметры прогноза подводят к гипотезе стабильности курса рубля при его небольшом ослаблении. Это ведет к излишне оптимистичным оценкам доходов бюджета от внешнеторговых операций», — предупредил Зайцев.