Сжижать, но не взбалтывать - 2: какими будут новые правила на рынке газа
С первой частью этого материала вы можете ознакомиться в статье Сжижать, но не взбалтывать: России необходимо наращивать экспорт СПГ, которая вышла 19 марта.
Свои люди - сочтемся
Анализируя перспективы строительства новых СПГ-заводов в России, эксперт БКС Владислав Метнев отмечает, что проект "Ямал СПГ" и владивостокский завод Газпрома находятся сейчас на продвинутой стадии, проект "Роснефти" - пока на стадии концепции. "Основное препятствие для либерализации экспорта - то, что российские компании могут начать конкурировать друг с другом в Европе", - отмечает эксперт.
Конкуренции поставщиков СПГ с российским трубопроводным газом в Европе боятся и российские власти: 18 марта с.г. стало известно, что А.Новак предложил либерализовать экспорт СПГ во все регионы, кроме Европы. В.Метнев в этой связи отмечает, что либерализации экспорта только в направлении АТР было бы достаточно для реализации проекта "Ямал СПГ". Аналитик отмечает, что "после проведения либерализации экспорта НОВАТЭК может подписать своповые соглашения, покрывающие физические объемы поставок СПГ зарубежными компаниями в Европу, что в будущем может помочь компании получить права на экспорт СПГ в европейские страны".
В.Нестеров отмечает, что начало работы проекта "Ямал СПГ" может привести к конкуренции между российскими производителями и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. "У проекта уже есть на 80% предварительные договоренности с покупателями, круг покупателей известен. Они и в АТР, и в Европе", - указывает эксперт. Он добавляет, что и там, и там ожидается появление новых покупателей СПГ. В Азии будущие партнеры - это Таиланд, Сингапур, Индонезия и Малайзия - даже те страны, которые пока сами являются экспортерами газа. "Это большие страны по территории, плюс у них ресурсы газа законтрактованы, а в некоторых частях страны их может не хватать, поэтому они оказываются в ситуации одновременно экспортеров и импортеров газа", - поясняет В.Нестеров.
Проект "Ямал СПГ" НОВАТЭКа и "Владивосток СПГ" Газпрома, как ожидается, будут введены в эксплуатацию примерно в одно и то же время. Однако, указывает В.Нестеров, конкуренции между ними в АТР можно было бы избежать с помощью государственного регулирования. "Должна быть координация маркетинговой политики. Например, выходя на китайский рынок, российские компании не должны вести переговоры одновременно с одними и теми же контрагентами. То есть они не должны ухудшать возможности друг друга по реализации газа", - предлагает решение эксперт. Аналогичного мнения придерживается и аналитик "ВТБ Капитала" Екатерина Родина, которая предполагает, что при либерализации экспорта "за основу будет взято разделение по географическому признаку".
Боливар не вынесет 20%
В.Нестеров предупреждает, что если все-таки отказаться от либерализации экспорта, то максимум, что можно будет увидеть к концу текущего десятилетия, - это продажи только газа Газпрома. "Но у Газпрома нет трубы длиной в несколько тыс. км от Чаяндинского месторождения, нет свободного газа на Сахалине. То есть сейчас у Газпрома вообще реально нет газа для нового завода (во Владивостоке)", - уточняет В.Нестеров. Эксперт добавляет, что в дальнейшем газ должен появиться, но речь идет о крупных проектах, которые зачастую вводятся в эксплуатацию с задержками. "Там очень много проблем на самом деле, газ сложнокомпонентный. Это не газ Ямала у НОВАТЭКа, где там отличный сеноманский газ без всяких проблем с его переработкой, без строительства больших труб", - отмечает В.Нестеров.
Эксперт указывает, что в случае если РФ будет экспортировать только газ Газпрома, в перспективе доля России в мировом СПГ может составить лишь 6%. "То есть Газпром один в этой конфигурации ни в коей мере не решит стратегическую проблему, которая вообще раньше ставилась так, что Россия должна обеспечивать до 20% мирового экспорта СПГ. А сейчас мы думаем о том, как бы нам хотя бы 10% урвать. Поэтому, конечно, нужна государственная помощь, прежде всего для проекта "Ямал СПГ", - рассуждает В.Нестеров.
Д.Козлова из "Сколково" также указывает на необходимость либерализации экспорта СПГ в связи с предстоящим освоением арктических месторождений. "Если мы хотим активно осваивать Арктику, то либерализация экспорта неизбежна. Представьте себе ситуацию, в которой "Роснефть" на своих участках находит месторождения с большими запасами газа, а продавать его может только Газпром", - приводит свои аргументы эксперт.
Она солидарна с В.Нестеровым относительно перспектив проекта "Ямал СПГ". "Привлечение внешнего финансирования для проекта "Ямал СПГ" возможно только при получении возможности экспорта сжиженного природного газа, поэтому для реализации этого проекта решение необходимо принимать уже сегодня", - указывает Д.Козлова. Аналогичного мнения также придерживается аналитик "Велес-Капитала" Василий Танурков, полагающий, что "либерализация жизненно важна для реализации проекта "Ямал СПГ". В.Метнев из БКС в этой связи отмечает, что "заинтересованность зарубежных партнеров в проекте "Ямал СПГ" и проекте "Роснефти" по строительству завода СПГ - сильный аргумент в пользу либерализации экспорта сжиженного газа в России".
Шире газа
Аналитики сходятся в оценке "Ямал СПГ" как стратегического проекта в контексте увеличения экспорта российского сжиженного газа. Однако, указывает В.Нестеров, проект важен и не только этим. "Через него решается много вопросов. Так, уже выделены государственные средства на инфраструктурное строительство на Ямале на этот проект. Правительство поможет со строительством порта, дорог, других объектов", - указывает аналитик, добавляя, что проект важен для развития Северного Ямала и вообще для развития северных районов России. "То есть там не только проблема газовой отрасли решается, а гораздо шире. Поэтому государственная поддержка идет в расчете на синергетический эффект", - указывает В.Нестеров.
Пуск трех очередей завода в рамках проекта "Ямал СПГ" сейчас запланирован на 2016-2018гг. Однако аналитики "ВТБ-Капитал" отмечают, что "реализация проекта с большой долей вероятности будет отложена, и его финансовая оправданность в целом выглядит сомнительно". В "ВТБ-Капитале" подчеркивают, что НОВАТЭК уже долгое время ищет стратегического партнера для проекта. Д.Козлова в этой связи также указывает, что окончательное инвестиционное решение по проекту еще не принято, так что по срокам "есть вероятность задержки на 1-2 года".
Говоря о перспективах поставок, В.Нестеров напоминает, что газ с Ямала хорошего качества, и если он будет поставлен в соответствии с планами компании, то это добавит к общим объемам еще порядка 20 млрд куб. м (или около 15,5 млн т СПГ). Д.Козлова при этом отмечает, что помимо ресурсов Ямала у НОВАТЭКа 2,7 трлн куб. м углеводородных ресурсов находится на расположенном рядом Гыданском полуострове, вывоз газа с которого сейчас затруднителен из-за отсутствия газопроводной инфраструктуры.
В.Нестеров указывает также на существующее преимущество проекта "Владивосток СПГ" перед проектом НОВАТЭКа в вопросе транспортировки продукции. "По Владивостокскому заводу вопросов транспортировки нет, у НОВАТЭКа сохраняются очень серьезные вопросы, несмотря на все заявления относительно того, сможет ли компания круглогодично поставлять этот газ по Северному морскому пути", - отмечает В.Нестеров. Резюмируя перспективы "Ямал СПГ", он отмечает, что "если получится - хорошо, но надо сказать, что рисков там достаточно много".
Собака на сене
Еще одним потенциальный игроком на рынке поставок сжиженного газа является "Роснефть", которая лоббирует либерализацию экспорта и планирует построить СПГ-завод вместе с Exxon на Дальнем Востоке. Д.Козлова в связи с этим проектом напоминает, что "Роснефть" и Exxon с партнерами сейчас реализуют разработку нефтяных месторождений в рамках проекта "Сахалин-1" с запасами газа 481,5 млрд куб. м. На текущий момент операторы осуществляют закачку газа в пласт, поскольку не могут договориться с Газпромом по цене возможных продаж. В.Нестеров в этой связи отмечает необходимость "разблокировать этот газ, который сейчас идет в копилку российской добычи: указывается, как будто он добывается, а на самом деле он потом закачивается назад". Эксперт считает, что там можно построить небольшой завод в перспективе 5-10 лет.
Д.Козлова относительно планов "Роснефти" и Exxon добавляет, что в случае открытия больших газовых залежей на Университетской структуре в Карском море партнеры могли бы задуматься о строительстве завода по производству СПГ и там. "Но пока не проведена разведка, о вариантах реализации проекта не думают", - указывает эксперт "Сколково".
В целом относительно "Роснефти" Д.Козлова отмечает, что газ, добываемый компанией на суше, вероятнее всего, будет направлен на внутренние поставки, так как компания уже имеет 77 млрд куб. м законтрактованных объемов на 2017г. При этом ресурсный потенциал арктических участков "Роснефти" по газу огромен, только по участкам в Баренцевом и Карском морях это 17,4 трлн куб. м. "Открытия, сделанные ранее в регионе, - уникальные по запасам Штокмановское, Русановское и Ленинградское месторождения - подтверждают высокий потенциал газоносности данных провинций, поэтому в случае подтверждения ресурсов "Роснефти" будет необходимо их монетизировать, а СПГ из-за трудных природно-климатических условий и удаленности части участков от берега - наиболее приемлемый вариант", - указывает Д.Козлова. Кроме того, партнеры нефтяной госкомпании обладают большим опытом реализации СПГ-проектов, в частности, Statoil в прошлом году запустила уникальный арктический проект разработки шельфового месторождения Snohvit в Баренцевом море.
Что касается сроков арктических разработок, то бурение первой разведочной скважины на Университетской структуре намечено на 2014-2015гг., так что даже в случае удачи "Роснефть" вряд ли сможет начать разработку ранее 2024-2025гг., указывает Д.Козлова.
Пиренейский ориентир
Рассуждая о перспективах поставок российского газа в Европу, В.Нестеров отмечает, что там у Газпрома уже есть там проблемы со сбытом газа, и если туда пойдет еще часть газа НОВАТЭКа и газ с "Печора СПГ", ситуация может еще осложниться. Однако есть некоторые европейские страны, куда сейчас газ Газпрома не поступает. "Прежде всего это страны Пиренейского полуострова - Испания и Португалия. Там конкуренции с Газпромом нет", - указывает В.Нестеров.
Направленный на поставки в Европу проект "Печора СПГ" в Ненецком автономном округе эксперт оценивает как небольшой. "При отсутствии запретов на экспорт его газ вполне можно было бы разместить на рынках. Но здесь могут быть вопросы лоббистских усилий - там лоббистские возможности не такие большие", - отмечает эксперт. Относительно проекта НОВАТЭКа В.Нестеров исходит из того, что основная часть его газа будет продаваться в Азию.
Новые правила
В целом эксперты сходятся во мнении о необходимости либерализации экспорта СПГ, однако пока неясно, на каких условиях это может быть сделано. В январе 2013г. Павел Федоров, занимавший тогда должность замминистра энергетики РФ, отмечал, что подготовлены различные предложения, например, обязывающие компанию - производителя СПГ поставлять 50% своей продукции на внутренний рынок. 16 марта А.Новак сообщил, что, по его мнению, необходимо создать механизм регулирования рынка экспортных поставок. "Возможно, это будет некоммерческое партнерство (НП) или комиссия. Пока этот вопрос окончательно не решен", - сказал министр. При этом он добавил, что для стимулирования развития рынка СПГ в России будет рассматриваться возможность установления налоговых льгот.
В.Нестеров, прогнозируя дальнейшее развитие ситуации, предполагает, что формально монополия Газпрома на экспорт газа, как прописано в законе, сохранится, но будет использован механизм исключений для каждого отдельного проекта по разрешениям правительства. "На данном этапе это не очень опасно для Газпрома", - считает эксперт. В первую очередь, согласно его ожиданиям, такое исключение может быть сделано для проекта "Ямал СПГ" как для самого зрелого и важного для изменения ситуации с поставками российского газа.
Дмитрий Никитин, РБК