Китайская угроза: как замедление экономики КНР повлияет на нефтяные цены
По итогам 2014 года важнейшими тенденциями, толкавшими цены на нефть вниз, были «сланцевая революция» в США и сопутствующий ей переизбыток предложения. С уровней 2013 года, когда нефть торговалась в диапазоне $95-110 за барр., цены обвалились уже больше, чем на 50%. Их восстановление будет зависеть уже от спроса, который все активнее перемещается во вторую крупнейшую экономику мира.
По данным Управления энергетической информации США, в 2010–2013 годах потребление нефти в Китае выросло с 8,93 млн барр. до 10,1 млн барр. в сутки. В 2013 году на Китай приходилось свыше 11% мирового потребления. А в октябре того же года страна впервые обошла США по объему импорта сырой нефти. По прогнозу Института энергетических исследований (IER), в 2014 году США должны были импортировать 5 млн барр. в сутки, а Китай – на 1 млн барр. больше.
Торможение гиганта
Замедление китайской экономики учитывается в прогнозах нефтяных экспортеров и отраслевых организаций. Например, в «Мировом нефтяном прогнозе 2014» (World Oil Outlook 2014) ОПЕК точно спрогнозировала, что в прошлом году китайская экономика вырастет на 7,4% против 7,7% в 2013 году. В 2015–2016 годах ее рост, по прогнозу ОПЕК, составит 7,2%, а к 2019 году снизится до 6,8%.
Спрос на нефть со стороны Китая в ближайшие годы останется на неизменном уровне. ОПЕК предполагает, что в 2015 году он составит 10,7 млн барр. в сутки, а еще через четыре года увеличится лишь на 1,5 млн барр. в сутки.
В январском прогнозе Международного энергетического агентства, его аналитики признали, что снижение спроса на нефть из-за замедления мировой экономики стало важным фактором, толкавшим нефтяные цены вниз. В этом году спрос на нефть, по прогнозу, вырастет не более чем на 900 тыс. барр. в сутки. В 2014 году мировое потребление составило 91,4 млн барр. против 90,4 млн барр. в сутки годом ранее.
В 2013–2014 годах основное внимание аналитиков нефтегазового рынка было привлечено к «сланцевой революции» США. На ее фоне китайский фактор отошел на второй план. Но, как следует из исследования профессора Бауэрского бизнес-колледжа Крейга Пирронга, уже во второй половине 2014 года на рынке не было перепроизводства. Рост добычи в США сопровождался перебоями с поставками из Ливии и снижением нефтедобычи в Мексике. И в этих условиях резкое падение цен на нефть может объясняться только снижающимся спросом, считает Пирронг.
Новые принципы китайской экономики не будут способствовать росту спроса на нефть – они предполагают основные затраты в наукоемких отраслях, мало зависимых от топлива. Китайская экономика находится в процессе коренных перемен от экстенсивного развития, ориентированного на экспорт, к интенсивному, основанному на услугах и обслуживании внутреннего спроса.
При этом у КНР нет «преемника» – страны или региона, который мог бы взвинтить спрос на сырую нефть, а вместе с ним – и цены. «Новая нормальность» – термин, придуманный в 2010 году для характеристики посткризисного мира, который будет отличаться низкими темпами экономического роста, – вполне применим и к сырьевым рынкам.
Китайская экономика – один из основных бенефициаров падения цен на нефть. По оценкам МВФ, снижение нефтяных цен позволит КНР увеличить свой ВВП в этом году на 0,4–0,7 п.п., а в следующем – на 0,5–0,9 п.п. Аналитики Bank of America Merrill Lynch полагают, что на каждое 10%-е снижение стоимости нефти ВВП Китая увеличивается на 0,15%.
Низкие цены на нефть помогут Китаю не допустить резкого падения экономического роста. Дешевая нефть, как пишет The Wall Street Journal, поможет оживить рост китайской промышленности. Но в ближайшие годы это вряд ли позволит радикально нарастить нефтяное потребление, а значит, и повысить нефтяные цены.