Минск на распутье: из МВФ и ЕврАзЭС надо выбрать меньшее
Основной вопрос, мучивший накануне всех наблюдателей, относительно того, получит ли Минск кредит на решение своих экономических проблем, решился поздно вечером. Кредит белорусы получат, но не на тех условиях, на которых им хотелось бы.
Неприятный поворот событий
Переговоры России и Белоруссии о предоставлении кредита начались вскоре после того, как в республике разразился очередной экономический кризис. Социально ориентированная политика Александра Лукашенко перед выборами в декабре прошлого года привела к тому, что страна оказалась фактически на пороге валютного краха. В результате Минск уже по привычке обратился за помощью к соседям в надежде, что Москва, как обычно, поможет деньгами.
Однако реакция российских властей и в частности министра финансов Алексея Кудрина оказалась довольно жесткой. Фактически вице-премьер отказал белорусам в кредите, предложив обратиться в антикризисный фонд ЕврАзЭС, который мог бы, по мнению А.Кудрина, предоставить Белоруссии 3 млрд долл. в ближайшие три года. Остальные же средства глава российского Минфина посоветовал выручить от программы приватизации белорусских госактивов.
"В четверг председатель правительства Владимир Путин будет в Минске. Я надеюсь, нам окончательно там удастся уточнить все детали. Данная программа (кредит Белоруссии – прим. РБК) разрабатывается с участием РФ и специальной группы антикризисного фонда ЕврАзЭС, которая работает в ЕБРР", - отмечал А.Кудрин еще в начале этой недели, добавляя, что этот кредит имеет стандартные условия, направленные на покрытие платежного баланса.
Направо пойдешь - "Белтрансгаз" потеряешь...
После этих заявлений стало понятно, что на прямой кредит от России Минск может не рассчитывать, но вот за 3 миллиарда от ЕврАзЭС побороться стоит.
Такого же мнения, похоже, придерживался и президент Белоруссии, заявивший на следующий день после выступления министра финансов, что провел телефонные переговоры с президентом России Дмитрием Медведевым и "обо всем с ним договорился". "У нас идут переговоры о предоставлении кредита на поддержание курса белорусского рубля. Это примерно 3,1 млрд долл., если мы, конечно, будем подписывать с ними (с Россией - прим. РБК) соответствующее соглашение", - сообщил Александр Лукашенко.
Окончательные детали предоставления кредита предполагалось обсудить во время визита премьера Владимира Путина в Минск. После переговоров было принято решение кредит Белоруссии предоставить, но на определенных условиях. Одним из таких условий стала трехлетняя программа приватизации белорусской госсобственности (на которую российские власти заглядываются уже давно), в частности "Белтрансгаза". "У нас есть условие, чтобы в течение трех лет была проведена определенная приватизация. В Белоруссии есть достаточные активы, чтобы дополнить программу кредитования, и этот необходимый объем ресурсов позволит максимально обеспечить стабилизацию экономики", - сказал по итогам переговоров А.Кудрин, добавив, что в списке приватизации значится и госпакет "Белтрансгаза".
…налево пойдешь – в лапы МВФ попадешь
Если же Белоруссия не хочет и не готова сейчас продавать госактивы, у страны имеется и другой вариант, добавил вице-премьер. "Если в таком объеме не будут реализованы активы, пакеты акций, тогда надо обратиться в МВФ, где более жесткие условия", - пояснил А.Кудрин, по сути, заранее намекнув на бесполезность данной затеи.
Как бы то ни было, еще пару недель у Минска есть – окончательное решение о выделении Белоруссии 3 миллиардов будет принято 4 июня в Киеве, где соберутся министры финансов стран СНГ, а заодно пройдет заседание антикризисного фонда ЕврАзЭс. До этого времени А.Лукашенко придется решить, что страшнее: угроза дефолта, кабальные условия МВФ или вынужденная сдача госсобственности за живые деньги и льготные кредиты от союзного партнера.