В Кремле отказались признать падение цен на нефть катастрофическим
Резкое падение мировых цен на нефть, после того как участникам соглашения ОПЕК+ не удалось договориться о продлении и расширении сделки, нельзя считать катастрофой для России. Об этом заявил журналистам пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков, передает корреспондент РБК.
«Это весьма неприятная ценовая конъюнктура. Что это катастрофа для России, наверное, с этим нельзя согласиться в среднесрочной перспективе», — сказал представитель Кремля, отвечая на просьбу прокомментировать слова вице-президента компании ЛУКОЙЛ Леонида Федуна, который в интервью РБК назвал падение цен на нефть ниже $25 за баррель «катастрофическим».
Песков также напомнил, что «бывали времена, когда цена [на нефть] была еще ниже». При этом он отметил, что у России есть «солидный запас прочности» и это позволит обеспечить исполнение всех социальных обязательств. Нефтяной же сектор США, по словам пресс-секретаря президента, уже находится в «бедственном состоянии», так как производители сланцевой нефти страдают от падения цен.
Стоимость барреля нефти марки Brent 9 марта рухнула на 24,1%, а 18 марта впервые с мая 2003 года опустилась ниже $25. Таким образом, менее чем за две недели баррель Brent упал в цене более чем на 40%, а с начала года — почти втрое (8 января нефть торговалась около $72 за баррель).
18 марта цена на российскую нефть марки Urals, которая традиционно торгуется со скидкой к цене на Brent, опускалась ниже $19 за баррель.
Однако уже 19 марта цена барреля Brent выросла более чем на 14%, поднявшись выше $28, а 20 марта перевалила за отметку $30. На пике она в пятницу поднималась до $30,67. Однако даже после этого стоимость нефти остается значительно ниже цены отсечения по бюджетному правилу ($42,4).
За неделю интервенций по продаже валюты, начавшихся 10 марта, Банк России реализовал на внутреннем рынке валюту на 33,4 млрд руб. Эти продажи осуществляются в рамках бюджетного правила Минфина, поскольку цена нефти Urals опустилась ниже планки отсечения, заложенной в бюджете 2020 года.
Ситуация усугубляется пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. Глава Минфина России Антон Силуанов назвал ее угрозой сильнее падения цен на нефть. По словам министра, болезнь оказывает негативное влияние на целые отрасли, из-за нее «сжимаются целые сектора экономики».