История повторяется: как исполнялись главные поручения Путина в экономике
Первой задачей указа о долгосрочной экономической политике было заявлено увеличение численности «высокопроизводительных рабочих мест» (ВПРМ) в российской экономике до 25 млн к 2020 году. О содержании понятия можно спорить, но по методике, которую придумал Росстат, точкой отсчета были 17,5 млн ВПРМ по состоянию на 2013 год.
Показатель достиг пика в следующем году, но затем резко снизился и даже по итогам 2017 года не вернулся хотя бы на исходный уровень. Сейчас в российской экономике, по данным Росстата, чуть более 17 млн ВПРМ — до цели, поставленной президентом, осталось почти 8 млн, которые нужно создать (или обнаружить) за два года.
Самой далекой от реальности оказалась цель увеличить зарплаты россиян в реальном выражении (то есть с учетом инфляции) на 40–50% к уровню 2011 года. Если номинальные зарплаты в экономике выросли на 67,5% (2017 к 2011 году), то с поправкой на инфляцию рост средней зарплаты за тот же период составил всего лишь 9,2%. Сказался кризисный 2015 год, когда реальные зарплаты упали на 9%.
Если бы за целевой параметр были взяты не зарплаты, а реальные располагаемые доходы населения, все выглядело бы еще хуже: доходы падают четыре года подряд, от уровня 2011 года они снизились на 3,2%.
Путин в недавнем послании Федеральному собранию признал, что инвестиции в основной капитал не удалось увеличить так, как планировали. «Мы уже ставили задачу довести их до 25% от ВВП, а затем и до 27%. Задача, к сожалению, пока не решена», — сказал он (цитата по kremlin.ru). Фактически Путин перенес выполнение этой задачи на новый президентский срок: «Чтобы обеспечить устойчивый рост, нам необходимо это сделать, сделать во что бы то ни стало. Рассчитываю, что новое правительство совместно с Банком России представит конкретный план действий по этому направлению».
Сильно недотянули власти и до цели увеличить долю продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП в 1,3 раза к 2018 году относительно уровня 2011-го. Исходя из данных Росстата, целевой ориентир по доле высокотехнологичной продукции в ВВП составлял 25,6%, но фактический показатель по итогам 2017 года был только 22,1%.
Еще один майский указ предусматривал удешевление ипотеки до уровня не выше 2,2 п.п. над потребительской инфляцией. Резкое снижение инфляции в 2016–2017 годах давало надежды на то, что и ставки по ипотечным кредитам снизятся до более приемлемого уровня, но пока ипотека остается слишком дорогой. В январе 2018 года, по данным ЦБ, средняя ставка по ней составляла 9,85%, более чем на 7 п.п. превышая годовую инфляцию.
С другой стороны, властям удалось перевыполнить план по выдаче ипотечных кредитов: майские указы ставили задачу к 2018 году увеличить их количество до 815 тыс. в год, а в 2017-м в стране было выдано 1,087 млн таких кредитов. «Напомню, сейчас это уже подзабылось, что в 2001 году по всей России было выдано — как вы думаете, сколько ипотечных кредитов? Четыре тысячи <…>. Ставка доходила до 30%, в том числе в валюте <…>. В прошлом году, уважаемые коллеги, выдано около миллиона ипотечных кредитов. В декабре средняя ставка в рублях впервые опустилась ниже 10%», — заявил Путин 1 марта.
Хотя власти к началу 2018 года выполнили задачу по доведению средних зарплат бюджетников (врачей, медицинских работников, школьных учителей, преподавателей вузов, научных сотрудников, работников культуры и т.д.) до целевых уровней в 100–200% от средних трудовых доходов в регионах, оборотной стороной этого процесса стало сокращение соответствующих категорий бюджетников. Например, по преподавателям в сфере высшего профессионального образования сокращение штатов за время действия майских указов составило 23%, по соцработникам — 34%, по работникам культуры и научным сотрудникам — 24%.
С 2012 года средняя ожидаемая продолжительность жизни в России выросла почти на 2,5 года, до 72,7 года (февральские данные Минздрава). Целью было довести продолжительность жизни до 74 лет.
В послании 1 марта Владимир Путин обозначил новый и очень амбициозный ориентир: к концу следующего десятилетия россияне должны жить дольше 80 лет, то есть как в развитых странах ОЭСР. Добиться этого возможно только в случае решения проблемы смертности граждан в трудоспособном возрасте, которая сегодня в 3,5 раза превышает показатели европейских стран, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.
Почему с майскими указами так вышло?
В 2012 году иссяк потенциал восстановительных посткризисных драйверов экономического роста, с 2013-го началось замедление экономики, а с 2014 года — нефтяной кризис и санкции, напоминает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Так получилось, что бóльшая часть третьего срока Путина пришлась на годы, требующие мер антикризисной политики, а не мер развития. «А когда экономика в целом адаптировалась к кризису в 2016–2017 годах, это уже были годы конца электорального цикла и это мешало запуску реформ», — говорит эксперт.
На президентских выборах 18 марта Владимир Путин по итогам подсчета почти 100% протоколов набрал около 77% голосов. Кремль готовит новые указы о модернизации экономики и повышении уровня жизни россиян, аналогичные вышедшим в 2012 году.
«История повторяется», — пишет аналитик Nordea Bank Татьяна Евдокимова. «Реализация майских указов была значительно осложнена падением цен на нефть и санкциями. В некоторых областях удалось добиться заметного прогресса (повышение России в рейтинге Doing Business, увеличение зарплат в образовании и здравоохранении). В других областях прогресса мало (производительность труда, доля инвестиций в экономике, рост реальных зарплат), и президент идет на вторую попытку», — указывает она.