Ирану невыгодно отказываться от туркменского газа
Однако большинство аналитиков отмечают, что Тегеран не откажется от туркменского газа, поскольку его собственные газовые месторождения пока не разработаны, но стране необходимо обеспечивать газом отдаленные северные провинции.
Правда, многие эксперты говорят и о том, что действия, предпринимаемые Туркменистаном, в конечном итоге приведут к тому, что Тегеран начнет быстрее осваивать собственные месторождения. Доказательство этому - сотрудничество в российским газовым монополистом Газпром. Так, в начале этой недели Газпром и Иран договорились об участии "Газпром нефти" в проекте по добыче нефти в Иране и о совместной разработке двух или трех блоков на месторождении Южный Парс. В качестве основных направлений взаимодействия были названы разведка и разработка месторождений газа и нефти, а также совместная деятельность по транспортировке, переработке и маркетинге газа.
Разговоры о поиске других поставщиков газа возобновились и после того, как на фоне дефицита топлива Иран прекратил поставки газа в Турцию, которая, в свою очередь, оставила без голубого топлива Грецию. Именно после этой череды событий министр нефти Ирана Голямхоссейн Нозари заявил, что если Туркменистан не возобновит поставки нефти в страну, исламская республика разорвет торговый договор.
Однако после этого Тегеран продолжил переговоры с Туркменистаном относительно цен на газ. "Поскольку между этими двумя государствами на данный момент чисто торговые отношения, Ирану намного проще попытаться договориться с Туркменистаном, а не искать других поставщиков", - отмечает представитель National Iranian Gas Company Эбадолла Ганбари.
Похожей точки зрения придерживаются большинство экспертов. Так, они отмечают, что модернизация инфраструктуры требует огромных затрат, и Тегерану легче переплатить за туркменский газ, нежели вкладывать миллиарды долларов в развитие своей газовой инфраструктуры. "Например, на протяжении довольно долгого времени откладывался запуск проекта Южный Парс. Если бы у нас была своя развитая инфраструктура, такого рода проблем не возникало бы. И теперь, после конфликта с Туркменистаном, правительство, скорее всего, наконец-то обратит свое внимание на собственные газовые месторождения", - полагает главный менеджер Crescent Petroleum Хамид Захери.
Напомним, что Иран обладает 16% мировых запасов природного газа и примерно 10% мировых запасов нефти. Кроме того, к 2010г. Тегеран планирует довести добычу газа до 290 млрд куб. м в год. Ожидается, что в это же время должен начаться полномасштабный экспорт газа. Газпром участвует в проекте обустройства второй и третьей очередей месторождения Южный Парс с 1997г. Реализацией проекта занимается консорциум в составе Total (40%), Petronas (30%), ОАО "Газпром" (30%). В настоящее время пусковой комплекс работает в проектном режиме по добыче и переработке 20 млрд куб. м природного газа в год.