Выходцы из McKinsey описали сценарий для ЕС без российского газа
Европе грозит дефицит в 40–60 млрд куб. м и остановка целых отраслейСокращение зависимости Европы от газа из России, на которую в 2021 году приходилось 45% европейского газового импорта, в 2022–2023 годах без массовой приостановки производства невозможно, считают эксперты консалтинговой компании «Яков и партнеры» (бывшее российское подразделение американской McKinsey). Результаты их исследования «Европейский энергетический баланс в новой реальности» есть у РБК.
Уровень запасов газа в подземных газовых хранилищах (ПХГ) в Европе уже превысил 85%. В них находится около 91,85 млрд куб. м газа. Ранее страны Евросоюза договорились заполнить ПХГ на 80% до начала отопительного сезона 2022–2023 годов (до 1 ноября), на 90% — к следующим зимам.
Аналитики «Яков и партнеры» пришли к выводу, что, несмотря на новости о заполнении хранилищ, Европа еще не преодолела зависимость от российского газа и не сможет пройти предстоящую зиму и следующий год «без сохранения поставок газа из РФ или значительного сокращения экономики». Чтобы обеспечить свои потребности до конца 2022 года, странам Европы придется либо сохранить импорт из России, либо сократить потребление газа на дополнительные 7–12 млрд куб. м, «что возможно только при полной или частичной остановке ряда отраслей», говорится в докладе. Дефицит может вырасти до 20–30 млрд куб. м — например, если в Китае восстановится спрос на сжиженный природный газ (СПГ) или если зима будет холодной и долгой, а также в случае аварий и сбоев в цепочках поставок.
Какие есть риски без российского газа
В «Яков и партнеры» указали, что в Европе уже остановлено 70% мощностей по производству азотных удобрений, выпуск алюминия сокращен на 25%, выплавка стали — на 5%. Авторы исследования предполагают, что сокращение производства с высокой вероятностью продолжится «даже в случае мягкой зимы».
Эксперты отметили, что европейские страны проделали большую работу по диверсификации поставок, но дальнейшее увеличение импорта, к примеру, СПГ затруднено логистическими особенностями: компания указывает на технические ограничения по приему СПГ из-за несвязанности многих терминалов с трубопроводной сетью. По данным экспертов, разработчики сланцевых месторождений в США не смогут достаточно быстро нарастить поставки, чтобы предотвратить перебои в зимний период.
В «Яков и партнеры» считают, что принимаемые в Европе меры начнут давать первые результаты лишь к середине — концу 2023 года.
«В перспективе 2023 года отказ от российского газа означает для европейских стран дефицит в 40–60 млрд куб. м газа даже при сохранении текущих темпов экономии газа на весь 2023 год, — заявила партнер фирмы Елена Кузнецова. — 60 млрд куб. м газа сопоставимы с годовым потреблением газа Францией и Польшей вместе взятыми или с совокупным годовым потреблением газа по таким отраслям, как производство удобрений, нефтехимия, черная и цветная металлургия и все машиностроение. Остановка этих отраслей по цепочке повлияет и на остальные связанные отрасли — от сельского хозяйства до сферы услуг. Таким образом, у Европы нет комфортного пути для отказа от газа из России в ближайшие годы, только через потери для населения и экономики».
«Газпром» 15 сентября также предупредил, что даже близкие к максимальным запасы в ПХГ не гарантируют надежное прохождение осенне-зимнего периода, так как объема активного газа (газа, который может использоваться) в них может не хватить.
Как ЕС готовится к зиме
В июле страны Евросоюза достигли «политического соглашения» о добровольном снижении потребления газа на 15% до конца марта 2023 года по сравнению со средним показателем за последние пять лет. Они также начали заниматься диверсификацией поставок: в Италии, Германии, Франции уже заявили, что этой зимой могут справиться без крупнейшего поставщика — России.
Италия «сможет пережить» предстоящую зиму без российского газа при условии, что температура будет мягкой, сказал глава итальянской газовой компании Eni Клаудио Дескальци. По его словам, итальянские газохранилища заполнены уже на 90%, а власти активно замещают российское топливо. «Алжир уже удвоил поставки газа в Италию», — сообщил он 15 сентября. Ранее Дескальци говорил, что Eni планирует до 2023 года заменить около 50% импорта газа из России, увеличив эту долю до 80% в 2023–2024 годах, и полностью отказаться от российского газа к 2024–2025 годам.
«Можно сказать, что мы преодолеем эту ситуацию [с вопросом газоснабжения]», — заявил канцлер ФРГ Олаф Шольц в начале сентября. Но, по его словам, это будет сложнее сделать, если Германия в одностороннем порядке прекратит импорт газа из России, который и так сейчас поступает в небольшом объеме. «Мы не должны излишне усложнять себе жизнь, это мое личное убеждение», — пояснил он.
При этом Шольц считает, что Германии необходимо расширять инфраструктуру для импорта газа, чтобы «никогда не быть зависимыми». Для этого нужны новые трубопроводы из Южной Европы, например из Испании и Португалии, добавил он. Берлин с февраля ведет переговоры о поставках СПГ с одним из его крупнейших в мире производителей — Катаром. Шольц в ходе предстоящего ближневосточного турне, которое начнется в субботу, как ожидается, заключит контракт на импорт сжиженного газа, заявил 19 сентября глава Министерства экономики Роберт Хабек.
Глава Международного исследовательского центра «Яков и партнеры» Влада Богданова отметила, что в 2022 году общемировые потребности в газе вырастут примерно на 50–75 млрд куб. м, поэтому разрыв между спросом и предложением, даже без учета «региональных искажений, вызванных санкциями», составит от 75 млрд до 125 млрд куб. м. По словам Богдановой, это создаст предпосылки к сохранению высоких цен на энергоносители и они не опустятся ниже $800 за 1 тыс. куб. м.