Дело ЮКОСа по-американски: станет ли S&P узником совести в США
Вместе с тем история с последствиями снижения рейтинга США агентством Standard and Poor's, похоже, может доказать нам обратное. Американские власти руками регуляторов и ведомств в последние недели только и делают, что закручивают S&P гайки, что сильно смахивает на акцию возмездия за инакомыслие. Кто бы мог подумать, что такое возможно в стране, являющейся рассадником демократических ценностей и свободы слова…
Впрочем, агентство в какой-то степени виновато само: рейтинговые организации предупреждали уже давно и посылали в их адрес недвусмысленные сигналы. Однако S&P решило сыграть в свою игру.
Плохая кредитная история
Впервые публичной резкой критике "большая тройка" международных рейтинговых агентств (S&P, Moody's и Fitch) подверглась еще в 2008г., когда кризис ипотечный американский вышел из-под контроля и превратился в кризис глобальный экономический.
Уже тогда власти США грозили разобраться, кто стоит за большой ипотечной аферой и почему это бумаги, скомпонованные сплошь из невозвратных долгов, имели наивысшие кредитные рейтинги от вышеупомянутых агентств. Под подозрение попали, с одной стороны, банки (которые могли дезинформировать агентства о качестве своих активов), с другой – сами агентства, которые могли быть в сговоре с банкирами.
Тогда же мировая политическая элита впервые задалась риторическим, в общем-то, вопросом: а не слишком ли большое влияние на глобальные финансовые процессы имеют рейтинговые агентства? Критика последних стала звучать все громче и с разных трибун, равно как и призывы ограничить их влияние или же поставить под контроль – общественный, а лучше государственный.
Похищение рейтинга Европы
Не успел закончиться этот скандал, как репутацию агентств подмочила уже Европа. Выяснилось, что ряд стран еврозоны, имевших высшие и около того кредитные рейтинги оказались вовсе не так платежеспособны, как казалось. Начавшись с Греции, кризис европейских суверенных долгов расползся на Португалию, Ирландию и другие страны с рейтингами из категории АА и выше.
Обжегшись на молоке, "большая тройка" стала усиленно дуть на воду. Хлебнув сполна критики за переоценку инструментов с ипотекой категории subprime, S&P, Moody's и Fitch деятельно принялись пересматривать прогнозы и другие параметры южноевропейских стран. Рейтинги посыпались как из ведра. И месяца не проходило, чтобы та или иная страна из категории PIGS (Португалия, Ирландия, Греция, Испания) не получила очередной чувствительный удар под дых от агентств, усердно опускающих их рейтинги, порой с упреждением.
Однако угодить уже стало трудно, и "тройка" снова оказалась виноватой в кризисе. Теперь ее действиями оказались недовольны в ЕС, чьи представители прямо обвинили рейтинговые агентства в том, что они своими действиями усугубляют ситуацию, раскачивая лодку, и уже сами становятся чуть ли не причиной кризиса.
И действительно, с каждым понижающим рейтинг действием доходность гособлигаций проблемной страны росла, занимать столь необходимые деньги становилось все труднее.
Роковое решение
В этой не самой благополучной ситуации S&P предпринимает отчаянный шаг – снижает рейтинг только что избежавших технического дефолта Соединенных Штатов с наивысшего уровня ААА до АА+ с "негативным" прогнозом. В качестве обоснования агентство перечислило ряд всем известных проблем: чрезмерные расходы, госдолг и дефицит бюджета, неэффективность властей в области финансовой политики и т.п.
Реальные же причины, побудившие агентство сделать этот исторический шаг (ранее рейтинг США не опускался ни разу), покрыты мраком. Возможно, S&P старалось таким образом восстановить пошатнувшееся реноме и доброе имя, не побоявшись первым во всеуслышание заявить миру "а король-то голый!". А может, агентство поверило в свою влиятельность и неуязвимость и решило одним своим решением сдвинуть огромную глыбу США с пъедестала, показав всем свое могущество и замахнувшись на мировое господство.
В любом случае это была игра ва-банк. Одним пресс-релизом S&P мгновенно нажило себе крупного и влиятельного врага в лице американских властей, всколыхнув Белый дом. Министр финансов США Тимоти Гайтнер практически сразу усомнился в обоснованности снижения рейтинга, заявив, что агентство жестоко просчиталось в своих оценках – на целых 2 трлн долл., а потому компетентность аналитиков S&P вызывает у него вопросы.
В плюс или в минус была ошибка (и была ли) – так и осталось тайной. Впрочем, оно и не важно, основным посылом речи разгневанного министра можно считать "жестоко просчиталось".
Оставшиеся агентства (Moody's и Fitch) сигнал уловили и быстренько подтвердили рейтинг США на нужном - наивысшем - уровне.
Империя наносит ответный удар
Реакция и последствия не заставили себя ждать. Методы властей США при этом до боли напоминали отечественные наработки по усмирению непокорных бизнесменов, посмевших посягнуть на святая святых власти.
Так, уже через неделю Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) начала предварительную проверку в отношении действий Standard & Poor's в связи с понижением рейтинга страны. По данным источников, близких к следствию, речь идет о возможном использовании инсайдерской информации.
В частности, американский регулятор направил в S&P запрос с просьбой предоставить информацию о том, кто из сотрудников организации знал заранее о решении понизить рейтинг США на одну ступень. SEC выясняет, имели ли место нарушения при принятии данного решения.
Прошло еще несколько дней, и вот уже всплывают "старые грешки" агентства. В СМИ просочилась информация о том, что Министерство юстиции США припомнило S&P его роль в ипотечном кризисе 2008г. и с удвоенной энергией расследует это дело. И хотя в утечке фигурировали и "подельники" из Moody's и Fitch, что-то подсказывает, что "заслуженное наказание" понесет в первую очередь одно излишне независимое агентство с альтернативной точкой зрения на рейтинг США.
Что же касается простых американцев, то их симпатии не на стороне агентства. Народ видит в нем одного из виновников кризиса, ради своей наживы и самолюбия приносящего в жертву экономику страны. Об уязвленной национальной гордости забывать тоже не стоит. В большинстве своем американцы крайне патриотичны и болезненно переносят подобные щелчки по носу.
Решение S&P также стало предметом активного обсуждения во влиятельном банковском комитете сената США, где уже звучат призывы устроить слушания, чтобы разобраться в мотивах агентства.
В общем, сценарий до боли знакомый: обстановка накаляется, давление растет. Того и гляди, крупные налоговые претензии возникнут за прошлые годы, а там уж и до ликвидации с аукционами имущества рукой подать. Разве что кричать об угнетении свободы слова некому: основные ее защитники неожиданно оказались по другую сторону баррикад.
Теория заговора
Станет ли S&P "узником совести" в США, пока большой вопрос. В то же время нельзя не упомянуть о паре конспирологических теорий, возникших в связи со снижением рейтинга крупнейшей экономики мира.
Одна из них гласит, что решение агентства было тайно санкционировано американскими властями, а нынешнее "бодание" – лишь спектакль для отвода глаз. Такой точки зрения, в частности, придерживается зампред правления Сбербанка (а в прошлом замминистра финансов РФ) Белла Златкис. "Все это политическое шоу было выгодно прежде всего финансовым властям США, поскольку это способ обуздать рост расходов. Дополнительные расходы, как правило, возникают в результате социальных обязательств законодателей. Любой сенатор хочет, чтобы в его штате строились новые объекты, росли пенсии и т.д.", - заявила она на днях в интервью РБК.
Подобная версия действительно имеет право на существование, особенно после тех трудностей, с которыми столкнулась администрация Барака Обамы в конгрессе при попытке протолкнуть идею сокращения расходов ради уменьшения дефицита бюджета. Показательная порка от S&P должна встряхнуть сенаторов и заставить их все-таки принять болезненные решения ради наведения порядка в распущенных донельзя госфинансах.
Другой версией является мотив мести. Путем снижения рейтинга S&P могло наказать американские власти за чрезмерную критику, полученную в ходе кризиса-2008. Некоторые эксперты полагают, что агентство таким образом пытается осадить правительство, затевающее реформы в финансовом и регулирующем секторе, которые ослабят позиции и влияние рейтинговых агентств.
Наконец, третьей версией является конкурентная борьба среди рейтинговых агентств за право быть главным на рынке. С этой точки зрения смелость S&P рискованна с точки зрения проблем с властями США, но оправданна с точки зрения бизнеса, где агентство может в итоге стать лидером: более жесткие требования автоматом повышают престиж рейтинга.
Для доказательства серьезности своей новой жесткой методики агентству нужна была "крупная рыба" на заклание. В рамках этой концепции цель была выбрана не случайно: S&P могло бы завалить рейтинги крупных банков, но это бы означало подпиливание сука, на котором оно сидит, ведь банки – это клиенты, платящие деньги за оценки. В этом смысле США оказались идеальным кандидатом: более чем крупный объект, более чем громкий "выхлоп", а главное – это единственная страна, которая принципиально не оплачивает свой рейтинг.
Так или иначе, истинные мотивы первого в истории снижения рейтинга США останутся достоянием единиц посвященных. Простым же смертным остается запастись попкорном и наблюдать за интереснейшим представлением, разворачивающимся у них на глазах.
Александр Гаспарян, РБК
Более подробно о ситуации на финансовых рынках смотрите на РБК ТВ