Улюкаев допустил вероятность резкого отскока цен на нефть
Рынки найдут естественное равновесное состояние, в том числе по цене на нефть, заявил министр в интервью газете «Ведомости», говоря о прогнозе на 2017 год. «Знаете, если бы нефть снижалась с пика в $115 до $85–90, можно было бы предположить, что это очень надолго, что это часть долгосрочного тренда, а при падении со $115 до $60 с высокой степенью вероятности цена отскочит», – сказал министр. Всякое резкое снижение, по его мнению, – это вероятность последующего резкого повышения. «И наоборот», – добавил Улюкаев.
Глава Минэкономразвития допустил возможность в ближайшее время «совершенно других ценовых параметров». «Это будет очень благоприятно для экономики и для бюджета домашних хозяйств, что важнее», – отметил собеседник издания.
Улюкаев отметил комплекс мер, «улучшающих условия для бизнеса»: мораторий на ухудшение налоговых условий, ограничение проверок, проектное финансирование. Все это, по его мнению, «должно заработать».
На предложение охарактеризовать ситуацию в российской экономике министр ответил: «Наверное, «кризис» – правильное слово». «Правильное тем, что у него нет четкого определения: у стагнации, у рецессии есть, а у кризиса – нет», – пояснил он.
Сейчас Россия переживает сочетание трех кризисов, отметил Улюкаев. «Первый кризис – структурный: структура экономики такова, что воспроизводит в расширенном масштабе издержки. Это экономика постоянно растущих издержек: будь то тарифы естественных монополий, будь то соотношение зарплат с производительностью труда, будь то регуляторные, транзакционные издержки, будь то издержки на фондирование на кредитном рынке. Все издержки постоянно растут, и их рост кратно превосходит рост экономики», – говорит министр.
«Вторым кризисом» он назвал часть обычного делового цикла, который связан с ограничениями по спросу, третьим – геополитический кризис, связанный с механизмом санкций, контрсанкций и пр. «Их сочетание в одно время в одном месте и дает те негативные эффекты, которые мы обсуждаем», – заключил министр.
«В части структурного кризиса это результат недореформированной экономики и всего того, что мы не сделали», – заявил министр. «Не снизили макроэкономические издержки – а это издержки и пенсионной системы, и социальной сферы, что означает сейчас дополнительные обязательства по фонду социального страхования, медицинского страхования», – перечислил Улюкаев. «Мы сами каждый раз, делая какие-то движения, готовили этот кризис. То, что произошло сочетание трех кризисов вместе, – это случайность, но то, что база была подготовлена, – это закономерность», – заявил он.
Говоря о введенных против России западных санкциях, Улюкаев высказал мнение, что ограничительные меры имеют долгосрочный характер. «Я был плохим прогнозистом, когда полагал, что санкции не введут или что введут ненадолго», – признал он. «Когда принимается американский закон, его потом очень трудно изменить – это, похоже, на десятилетия», – сказал министр, напомнив об одобрении конгрессом США «Акта о поддержке свободы Украины», который предполагает введение дополнительных санкций против России.