Политика ресурсного национализма становится невыгодной
Однако период нефтяного ралли подошел к концу. Более того, сейчас баррель нефти стоит на 100 долл. дешевле, чем в июле с.г. В итоге многим нефтяным компаниям становится невыгодно работать в других государствах из-за непомерно высоких налогов.
По оценкам экспертов, властям стран-экспортеров не остается ничего иного, кроме как понизить налоги за право использования месторождений и хотя бы на время отказаться от политики ресурсного национализма. "Когда нефть стоит 150 долл./барр., производители остаются в выигрыше и могут навязывать свои условия нефтедобывающим компаниям. Однако теперь ситуация изменилась: если они не хотят остаться без нефтедолларов, им придется снижать налоги для иностранных нефтяных компаний", - считает аналитик Societe Generale Майк Виттнер.
Причем некоторые страны уже позаботились о снижении налогов, а кто не успел, сейчас вынужден молча наблюдать за тем, как иностранные инвесторы уходят с их нефтяного рынка. Например, власти канадской провинции Альберта уже сообщили, что готовы предложить более низкую плату за право разработки новых месторождений.
Алжир, наоборот, ввел закон, согласно которому государственные нефтяные компании имеют привилегии при получении тендера на разработку новых месторождений на территории страны. Итог неутешителен: иностранные компании вообще отказались принимать участие в разработке перспективного алжирского месторождения Ахнет. "Власти не сумели найти инвесторов для разработки данного месторождения. Думаю, в дальнейшем это пагубно отразится на алжирской нефтяной отрасли", - отмечается в аналитической записке IHS Global Insight.
Более того, некоторые аналитики уверяют, что именно ресурсный национализм стал одной из основных причин недавнего нефтяного ралли. "Мировые природные ресурсы не подвергались контролю такого большого количества отдельных политических организаций с XVIIв., - отмечают экономисты Goldman Sachs. - Это реванш старой, "политической" экономики. Годы недостаточных инвестиций в производство нефти, ресурсный национализм, резкий рост спроса в развивающихся странах, таких как Индия и Китай, уже способствовали увеличению цен на черное золото. Рост цен, возможно, вызовет адекватную переоценку спроса, но вряд ли станет причиной переоценки со стороны поставщиков, учитывая политическую природу трудностей с производством".
Правда, некоторые аналитики отмечают, что существует ряд экспортно-ориентированных государств, которые никогда не откажутся от политики ресурсного национализма. В числе таких государств можно назвать Венесуэлу, которая на протяжении долгого времени придерживается такой политики и не собирается менять ее, несмотря на мировой финансовый кризис. "Думаю, есть ряд стран, которые стараются не допускать иностранные компании на свой нефтяной рынок. Причина кроется в текущей политике правительства, и даже кризис не сможет это изменить", - полагает директор Energy Security Analysis Inc Сара Эмерсон.