В Минфине оценили вклад сделки ОПЕК+ в падение ВВП России
Действие соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи нефти стоило российскому ВВП 1,6 процентных пункта прироста в третьем квартале: очищенный от нефтяного фактора спад экономики составил бы минус 2% в годовом выражении, сообщил замминистра финансов Владимир Колычев на конференции S&P Global Ratings 2020.
ВВП России снизился на 3,6% по итогам третьего квартала 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, следует из предварительной оценки Росстата, основанной на оперативной отчетности крупных и средних предприятий нефинансового сектора экономики.
«В структуре российской экономики довольно большую долю занимает нефтяной сектор. Он, как известно, был под административными ограничениями», — сказал Колычев. «Естественно, он вносил большой негативный вклад, и если очистить от нефтяного сектора, от сделки ОПЕК+, то падение ВВП в третьем квартале составило бы уже 2%», — оценил замминистра.
По данным Росстата, в третьем квартале индекс промышленного производства сократился на 4,6% в годовом выражении. Добыча полезных ископаемых внесла основной отрицательный вклад в годовую динамику промпроизводства, сократившись по итогам третьего квартала на 11,3% год к году.
Последние данные госстатистики свидетельствуют, что российская промышленность ускорила падение на фоне второй волны COVID-19. Однако в добывающей промышленности в октябре наблюдалось улучшение динамики (минус 8,8% в октябре после минус 9,4% в сентябре). Небольшое увеличение нефтедобычи (плюс 0,6%) связано с резким восстановительным ростом поставок в Белоруссию, полагают экономисты ЦМАКП (.pdf) Впрочем, на фоне уже начавшегося в октябре снижения нефтепереработки и усиления «антивирусных ограничений» в ноябре—декабре, рассчитывать на сохранение позитивной динамики здесь не приходится, добавляют эксперты.
С 1 мая участники сделки ОПЕК+, крупнейшие из которых Россия и Саудовская Аравия, сократят добычу нефти на 9,7 млн барр. в сутки. Сделка будет действовать два года, общее сокращение добычи в мире может составить около 19 млн барр. Такое масштабное сокращение добычи соответствует резкому падению спроса из-за пандемии COVID-19 — на 20 млн барр., или 20%. «Такой ситуации не было никогда — три года назад предложение превышало спрос на 3 млн барр. в сутки, а сейчас — уже на 20 млн барр. из-за падения спроса», — говорил в апреле российский министр энергетики Александр Новак (с ноября — заместитель председателя правительства, курирующий топливно-энергетический комплекс).
Обвал цен на нефть и пандемия COVID-19 привели к росту дефицита федерального бюджета, который, по оценкам самих властей, стал «гигантским». По итогам 2020 года дефицит федерального бюджета составит 4,4% ВВП против ранее запланированного профицита на уровне 1% ВВП. Согласно проекту федерального бюджета на ближайшие три года: в 2021 году дефицит составит 2,4% ВВП, в 2022 году — 1% ВВП, в 2023 году — 1,1% ВВП. Для покрытия дефицита Минфин намерен наращивать государственный долг, который, согласно проекту госбюджета, достигнет 21,4% ВВП к 2023 году.Финансирование в основном будет привлекаться на внутреннем рынке за счет размещения ОФЗ, уточняли в министерстве.