Совет Федерации нашел способ конфискации имущества банков
Законопроектом предлагается дополнить 199 статью Уголовного Кодекса нормой, позволяющей конфисковать орудия, оборудование и иные средства совершенствования преступления, принадлежащие не только обвиняемым, но и иным лицам, в том числе юридическим. В поправках к УК прямо указано на имущество банковских учреждений, «используемых в целях пособничества в уклонении от налогов». В авторах указано шесть человек, в том числе председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, ее заместитель Евгений Бушмин и председатель бюджетного комитета верхней платы Сергей Рябухин.
В пояснительной записке авторы указывают, что организованные преступные групы (ОПГ), «профессионально занимающиеся пособничеством в уклонении от уплаты налогов, тесно связаны с банковским и финансовым сектором». По версии авторов, ОПГ «используют правовые и технические возможности, имущество, денежные средства и оборудование банковских и финансовых структур для совершения этих преступлений».
Если законопроект будет принят, то конфискация имущества будет грозить не только ОПГ, но и финансовым структурам, чьими услугами будут пользоваться преступники. Авторы делают вывод о том, что «установленная система внутрибанковского контроля не позволяет организованным преступным группам вести свою криминальную деятельность без уведомления и согласия руководящих и исполнительных органов банковских и финансовых структур – то есть осуществляется с их согласия» Они также отмечают, что предложения подготовлены с учетом законодательной инициативы Минфина о налогообложении КИК.
«В законопроекте идет речь о расширении списка имущества, на которое может быть наложено взыскание в виде конфискации, но непонятно, о каком имуществе идет речь, – рассуждает управляющий партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев. – Здесь открывается простор для фантазии правоохранителей. Что будут у банков изымать? Серверы, платежные терминалы, кассы, помещения, степлеры, которыми скреплялись документы? К сожалению, это следующий шаг в развитие логики, которая сейчас восторжествовала. Имею в виду то, что разрешено возбуждать уголовные дела по материалам оперативных проверок, а не налоговых инспекций».
Президент АРБ Гарегин Тосунян считает, что «обвинять весь банк в преступной деятельности и тем более конфисковать его имущество кажется чрезмерной мерой». По его словам, в этом случае будут наказаны клиенты и вкладчики, которые доверили банку свои деньги. «Мне кажется, что использовать механизм ареста имущества кредитной организации можно только в самом крайнем случае», – подчеркнул банкир.
Тем не менее законопроект уже рекомендован думским комитетом по законодательству под председательством Павла Крашенинникова к принятию в первом чтении. В правительстве к инициативе отнеслись сдержанно. В документе за подписью замглавы аппарата правительства Сергея Приходько указано, что законопроект «может быть поддержан с учетом замечаний». Замечания прежде всего содержат предложение уточнить термины «банковское учреждение», «организованная группа лиц» и «контролируемая иностранная компании».
Также в документах Белого дома отмечается, что вопрос о конфискации имущества и так «разрешается судом при постановлении приговора». Если учредители или участники юрлица, замешанного в уклонении от налогов, осознано предоставили свои имущество или возможности, правительство предлагает «разрешать в рамках не уголовной, а иных отраслей законодательства РФ». Например, налоговой, административной или гражданской.