Государственные инвестфонды могут спасти мировую экономику
Такие фонды, принадлежащие государству, могут оказаться как раз тем фактором, который сейчас необходим волатильным мировым рынкам. Однако аналитики говорят о том, что пока еще неизвестно, хорошо это или плохо, сообщает Reuters.
Сейчас в распоряжении этих фондов находится около 2,2 трлн долл., и вполне возможно, что на предстоящей встрече министры обсудят, как эти фонды могут повлиять на мировую финансовую систему. В свою очередь, ведущий экономист IMF Симон Джонсон отмечает, что они могут сыграть очень важную роль: стать стабилизирующим фактором, покупая активы, которые сейчас не в состоянии выкупить другие инвесторы.
Правда стоит отметить, что такое нарастание мощи государственных инвестфондов не может не беспокоить аналитиков и политиков. Эти фонды функционируют уже на протяжении десятилетий - первое упоминание о них датируется 1953 годом. Однако встает вопрос о том, кто будет контролировать и отслеживать международный поток капиталов. Специалисты также опасаются, что государственные инвестфонды будут стремиться поколебать рынки с целью политической выгоды.
"Мы хотим прийти к согласию относительно какого-то свода правил для таких фондов", - отметил заместитель министра финансов Германии Томас Мироу. Причем он добавил, что эти правила подразумевают "открытость и доверие по отношению друг к другу". Однако доверие сейчас в дефиците. Например, в мае, когда китайский государственный инвестиционный фонд выкупил 10% акций частной акционерной компании Blackstone Group, один американский конгрессмен потребовал провести федеральное расследование касательно последствий этой сделки для национальной безопасности.
Тем временем Международный валютный фонд (МВФ) предложил ввести систему добровольного раскрытия деятельности этих фондов, чтобы быть уверенным в том, что они играют по правилам. Но проблема заключается в том, что большинство таких фондов имеют свою стратегию инвестиций и не захотят делиться секретами. Инициаторы этого нововведения указывают на Норвегию, которая, по их мнению, является хорошим примером того, как можно управлять государственным инвестфондом без какой-либо повышенной секретности.
Согласно данным исследования Merrill Lynch, рыночная капитализация Норвегии составляет 0,65% от европейской. Однако при этом Норвегия не вызывает такое количество опасений, как, например, Китай.
Правда, несмотря на все опасения, эксперты отмечают, что несколько триллионов дополнительной ликвидности придется мировым финансовым рынкам как никогда кстати. По оценкам Standard Chartered, активы государственных инвестиционных фондов могут в ближайшие 10 лет составить около 13,4 трлн долл. - причем их большая часть будет вложена в акции, облигации, хеджевые фонды и частные акционерные компании как на развитых рынках, так и на рынках с развивающейся экономикой.
"Западным странам придется принять нарастание силы этих фондов, т.к. это дает им возможность работать с развивающимися странами, такими как Китай и Россия", - отметил ведущий экономист Standard Charter Жерар Лионс.