Строительство и сельское хозяйство замедлили рост ВВП
Росстат в понедельник опубликовал данные о производстве ВВП в первом квартале этого года: рост экономики составил скромные 1,3% по сравнению с январем—мартом прошлого года (Минэкономразвития прогнозирует рост на уровне 1,6–2,1% по итогам 2018 года). Свой вклад в невысокие темпы внесли сельское хозяйство, которое фактически перешло в рецессию, и строительство — из-за завершения мегапроектов.
Падение выпуска в российском сельском и лесном хозяйствах, охоте, рыболовстве и рыбоводстве продолжается второй квартал подряд. В октябре—декабре оно составило 0,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а в январе—марте — 0,1%, следует из данных Росстата. Таким образом, можно говорить, что в аграрном секторе наблюдается техническая рецессия, объясняет РБК заместитель директора института «Центр развития» Высшей школы экономики Валерий Миронов. Отрасль теряет роль драйвера роста экономики, а потенциал антисанкционного импортозамещения исчерпан, добавляет он.
Впрочем, по словам эксперта, падение в сельском хозяйстве все же замедляется, и оно сможет расти, если будут повышаться реальные доходы населения. Сельское хозяйство — один из конкурентоспособных секторов российской экономики: страна располагает большими площадями чистых земель, в этот сектор были сделаны вложения и продолжают поступать иностранные инвестиции, отмечает Миронов.
«Эффект импортозамещения, которым мог пользоваться аграрный сектор, был очень краткосрочным. Результаты прошлого года (в третьем квартале отрасль выросла сразу на 3,7%. — РБК) были обеспечены погодными условиями и высокой урожайностью», — говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Остается надеяться на хороший урожай, но ожидания пока ниже уровней прошлого года, отмечает она. Если по итогам года в агросекторе и будет рост, то он будет незначительно выше нуля против 1,2% годом ранее, указывает Орлова.
Просело в первом квартале и строительство — на 5,1% в годовом выражении. «Строительство преимущественно определяется динамикой в секторе жилищного строительства, — говорит Орлова. — Сейчас многие частные компании вынуждены с рынка уходить, так как меняется законодательство — вводятся новые ограничения по долевому строительству. Во-вторых, сильна роль государственных проектов — Керченский мост, транспортное строительство в Москве и Московской области. Частные компании вытесняются с рынка госкомпаниями». По сути, строительный сектор находится в состоянии реструктуризации, утверждает экономист. Сжатие может продолжаться следующие полгода или 12 месяцев, прогнозирует Орлова.
Такого же мнения придерживается и Миронов: «Инвестиции замедляются, поэтому темпы роста строительства будут замедляться, и вряд ли эта тенденция будет прервана». Закончилось строительство Керченского моста, завершаются энергетические проекты, построены спортивные объекты к чемпионату мира, перечисляет он. Хотя последний фактор, по мнению Миронова, не следует переоценивать: доля в строительных инвестициях всех объектов к ЧМ не более 1,5% за 2013–2017 годы, отмечает он.
Драйверами роста ВВП, как следует из данных Росстата, в первом квартале стали обрабатывающие производства (+1,9% по сравнению с январем—мартом прошлого года), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (+3,4%), финансовая и страховая деятельность (+5,9%), а также деятельность по операциям с недвижимым имуществом (+3,9%).