Бизнес попросил Кремль не вводить уголовную ответственность для компаний
Законопроект, реализующий идею Следственного комитета, поступил в Госдуму в конце марта. Его внес заместитель председателя думского комитета по законодательству Александр Ремезков («Единая Россия»). Он предложил ввести ответственность компаний по четырем десяткам статей УК. Основным видом наказания будут штрафы, самым серьезным — закрытие компании.
Президент РСПП Александр Шохин считает эту инициативу «принципиально неприемлемой». Законопроект несет в себе «серьезные риски необоснованного преследования» предпринимателей и «не может быть поддержан», говорится в обращениях Шохина к руководителю администрации президента Сергею Иванову и главе профильного комитета Госдумы Павлу Крашенинникову (копии писем есть у РБК).
Автор законопроекта предлагает «целый ряд неоднозначных и противоречивых положений, допускающих произвольное толкование», указывает Шохин. По его мнению, формулировки законопроекта расширяют пределы усмотрения правоохранительных органов, создавая условия для произвольного применения мер по ограничению работы компаний, что недопустимо. Это приведет к «нарушению нормальной предпринимательской деятельности и росту коррупции» со стороны правоохранителей и судей, опасается Шохин.
Большой бизнес опасается, что закон, если он будет принят, создаст риск «уголовного рейдерства» с использованием провокации или оговора и может толкнуть сотрудников, подозреваемых в совершении преступления, на дачу ложных показаний против компании, чтобы избежать уголовной ответственности. Получается, что из-за преступления, совершенного по воле одного-двух сотрудников, может пострадать вся компания, включая и ее акционеров, замечает Шохин.
Тем более что в России уже есть законодательные возможности ограничивать работу компаний, замешанных в совершении преступлений. Меры административной ответственности по уровню репрессивности сопоставимы с уголовным наказанием — миллиардные оборотные штрафы, административное приостановление деятельности, дисквалификация на срок до трех лет и другие меры являются достаточно действенными средствами наказания для правонарушителей и весьма чувствительны для бизнеса, пишет Шохин.
Аналогичные замечания к законопроекту ранее высказал Верховный суд. Существующей административной и гражданско-правовой ответственности «вполне достаточно для обеспечения должной корпоративной ответственности», говорится в отзыве зампредседателя Верховного суда, председателя Судебной коллегии по уголовным делам Владимира Давыдова. По его словам, законопроект дублирует нормы Кодекса об административных правонарушениях и Налогового кодекса, а пп.3 п.3 ст.61 Гражданского кодекса (о ликвидации юридического лица) предусматривает ликвидацию компании по решению суда, если та ведет деятельность, запрещенную законом или нарушающую Конституцию.
«Зачем искать [эти нормы] по кусочкам во всем законодательстве, когда можно собрать их в один документ», — пояснял ранее РБК автор законопроекта Александр Ремезков. Сейчас депутаты ждут оставшиеся отзывы, прежде всего отзыв правительства, после чего на их основании будет образована рабочая группа с участием правоприменителей, адвокатов и экспертов из юридических и академических кругов. «С их помощью мы сможем разобраться, насколько эта норма востребована обществом и имеет право на жизнь», — заключил Ремезков.