Политики и олигархи Украины нанимают лоббистов для защиты от санкций ЕС
В немецкую лоббистскую компанию Alber & Geiger, среди клиентов которой ранее были правительства Болгарии и Марокко, обратились как минимум два украинца, попавшие в черный список ЕС. В компании отказались раскрыть их имена, однако отметили, что среди них нет свергнутого президента Украины Виктора Януковича. Представители Alber & Geiger также заявили, что их клиенты не входили в правоохранительные органы, соответственно, не несут ответственности за расстрел демонстрантов в феврале в Киеве. Кроме того, к тому моменту они уже не находились на своих постах.
Под описание клиентов Alber & Geiger подпадает бывший премьер-министр Украины Николай Азаров, который подал в отставку еще до драматических событий в Киеве. Среди других украинцев, обратившихся за помощью к лоббистам, мог оказаться предприниматель и депутат Сергей Клюев, имеющий бизнес-связи с Азаровым, а также олигарх Сергей Курченко. Клюев по-прежнему проживает в Киеве и посещает заседания украинского парламента. Курченко в комментариях СМИ отвергает все обвинения ЕС и считает санкции происками конкурентов. По данным EUobserver, услуги Alber & Geiger могут обойтись клиентам примерно в 80 тыс. евро в месяц.
Как заявил один из создателей компании - Андреас Гейгер, его клиенты не должны находиться в черном списке, поскольку, согласно ст.215 Договора о функционировании ЕС, санкции призваны убедить правительства изменить их политику. "Мы собираемся заявить Совету Европы следующее: "Смотрите, вы включили в список не тех людей и не имели на это оснований. Снимите санкции в отношении них". Если они откажутся, мы обратимся в суд", - пояснил Гейгер.
По его мнению, ЕС превышает свои полномочия, вводя санкции в качестве политических мер или чтобы помочь присвоить незаконные активы. Кроме этого, Гейгер считает, что список ЕС полностью основан на информации от украинской оппозиции, которая устроила "охоту на ведьм".
В свою очередь бывший глава юридического департамента Совета Европы Жан-Клод Пири заявил, что ст.215, к которой обращается Гейгер, является процессуальной, в то время как ЕС может сослаться на другие положения договора, где говорится о достижении целей ЕС. "Я думаю, что у Alber & Geiger нет никакой аргументации для дела", - заявил он, отметив, что ранее Евросоюз уже прибегал к заморозке активов представителей Египта и Алжира, чтобы помочь постреволюционным властям вернуть средства.
В то же время в Alber & Geiger не опасаются, что наличие украинских клиентов навредит репутации компании. "Никто не должен считаться виновным, пока его вина не будет доказана", - полагает Гейгер.
Глеб Костарев