Игорю Шувалову поручили следить за валютной выручкой экспортеров
Экстренные меры по стабилизации финансового рынка вчера обсуждались в Белом доме и в загородной резиденции президента Владимира Путина Горки. Пресс-служба правительства по итогам совещания у Дмитрия Медведева сообщила, что премьер-министр настаивает на обеспечении компаниями-экспортерами стабильной реализации валюты, «чтобы не допустить скачков курса рубля». По мнению Белого дома, «ситуация на валютном рынке складывается, в том числе, и из ответственной позиции компаний-экспортеров».
Медведев также сообщил руководителям компаний–экспортеров (крупнейшие нефтяные компании «Газпром» и НОВАТЭК, а также «Северсталь», «Норникель», АЛРОСА), что правительство планирует увеличить валютное рефинансирование банков, обеспечить баланс спроса и предложения валюты через увеличение предоставления валютной ликвидности в случае необходимости. Эти предложения обсуждались у премьер-министра еще во вторник – они потребуют изменения нормативной-правовой базы. В Минэкономразвития вчера сообщили РБК, что эти изменения только прорабатываются.
Угроз в адрес экспортеров на совещании не звучало, как не было и обвинений конкретных компаний в неритмичной продаже валютной выручки, рассказал РБК источник в правительстве, знакомый с обсуждавшимися вопросами.
Единственное конкретное решение, озвученное по итогам совещания, – поручение первому вице-премьеру Игорю Шувалову обеспечить ежедневный мониторинг по реализации валютной выручки на рынке во взаимодействии с ЦБ и Росфинмониторингом. В кризис 2008 года Шувалову также была поручена комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики. В Белом доме ее еще называли «антикризисной».
Мониторинг за экспортерами выводится на более высокий уровень – первого заместителя премьер-министра, поясняет федеральный чиновник. По его словам, это станет частью деятельности правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, которой руководит Шувалов, и позволит более оперативно реагировать на проблемы на рынке с привлечением Минфина и Минэкономразвития.
Госкомпании будут лучше прислушиваться к директивам из правительства после такого решения, надеется чиновник. Он добавляет, что правкомиссия займется и «мягкой» работой с крупными налогоплательщиками – частными компаниями. Их деятельность директивами правительства отрегулировать невозможно, но, по его мнению, к правительству они будут прислушиваться не меньше, чем госкомпании.
Ситуация с покупкой и продажей валюты в крупных объемах компаний-экспортеров в каждом случае индивидуальна, говорит источник РБК в РСПП. Объем приобретения валюты на свободном рынке практикуется при высоком объеме внешнего долга: это наблюдается у «Роснефти» и у металлургических компаний, рассуждает он. «По информации одного из первых лиц крупной металлургической компании-экспортера, они сейчас покупают доллары, чтобы заплатить долги. Другие экспортеры валюты не покупают, но и не продают. Держат для своих целей. Как заставить компании продавать валюту только в форме рекомендаций правительства, непонятно», – сказал источник РБК. По его мнению, это возможно только путем введения валютного контроля, но тогда возникнет ситуация двух курсов валют: банковского и теневого. Если же это будет носить рекомендательный характер, нефтяники не пойдут на такие шаги, мотивируя это необходимостью погашать долги, платить сервисным компаниям в валюте и выполнять контрактные обязательства.
В 2015 году крупнейшие российские нефтяные компании должны выплатить по долгам $29,6 млрд, из них только «Роснефть» – $19,5 млрд, подсчитали в UBS. «Норникель» должен будет выплатить в 2015 году около $500 млн, сообщала компания 15 декабря. «Северстали» предстоит выплатить по банковским кредитам $13 млн, следует из презентации компании. АЛРОСА должна выплатить $600 млн, следует из презентации.
Никаких официальных мер воздействия у правительства на законодательном уровне нет, есть неформальные – «директора по башке бить, больше никак», иронизирует бывший высокопоставленный чиновник финансово-экономического блока правительства. Среди экспортеров есть компании с госучастием, которых и будут «стимулировать» к продаже валютной выручки, говорит он. Один из методов воздействия – лишение компаний будущей господдержки, не исключает он.
Фактически речь идет о сегментации валютного рынка с выделением госкомпаний в отдельный мониторинговый статус, говорит источник в правительстве. «Поскольку их советы директоров сформированы государством, а министерства обязаны за ними наблюдать, то формально решение премьера абсолютно законное. Другое дело, что оно должно было быть реализовано несколько лет назад и железно исполняться. Но, по всей видимости, есть нюансы с тем, что эти компании управляются людьми, которые иногда чрезвычайно значимы по политическому весу», – сетует он.
«Сейчас госкомпании без контроля, просто в режиме обычной операционной деятельности осуществляют валютные операции, и мониторинг будет для них несколько неожиданным. Они будут страшно недовольны. Кроме того, у правительства сейчас нет методов убеждения госкомпаний: в каждом конкретном случае придется решать вопросы только по договоренности с президентом», – ожидает чиновник.
«Роснефть» позитивным образом участвует в стабилизации валютной системы, сообщил РБК представитель компании. По его словам, за 9 месяцев этого года компания сгенерировала выручки примерно на $118 млрд, и из них $75 млрд были проданы на российском рынке. Представители других компаний, чьи руководители участвовали в совещании у Медведева, отказались от комментариев.