В ВШЭ предупредили правительство об ошибках в схеме обращения с мусором
Эксперты Института экологии Высшей школы экономики (ВШЭ) по собственной инициативе провели анализ федеральной территориальной схемы обращения с отходами и аналогичных региональных документов. Как пишет «Коммерсантъ», они выявили в документах ряд системных ошибок и предупредили профильного вице-премьера Викторию Абрамченко о том, что это может привести к проблемам в ходе реализации схемы.
К примеру, в субъектах по-разному рассчитаны нормативы накопления отходов (совокупный годовой объем мусора на человека) как для жилого, так и нежилого сектора. При этом, обращают внимание эксперты, нормативы для Москвы и Тамбовской области почти идентичны (370 кг на человека в Москве и 363 кг в Тамбовской области). «То есть жители частных домов этого региона образуют столько же отходов, сколько среднестатистический москвич, житель крупнейшего в стране мегаполиса», — цитирует издание экспертов, усомнившихся в том, что это реалистичный показатель. Для сравнения: в странах ЕС в среднем этот показатель составляет 482 кг на человека.
Расчет объема отходов, образующихся в жилом секторе по регионам, в ВШЭ также подвергли сомнению. Расчет проводился исходя из данных о численности населения по данным Росстата. Однако, указывают эксперты, эти данные далеко не всегда соответствуют действительности. Искажение в них вносит трудовая миграция, из-за чего в регионах, которые являются центрами притяжения рабочей силы, в реальности проживают больше людей, а значит, и отходов там образуется больше, чем получается по этой методике расчета.
Кроме того, в региональных документах зачастую содержится устаревшая информация об инфраструктуре и потоке отходов. Данные могли существенно поменяться на фоне пандемии и самоизоляции (о подобном РБК писал в апреле), но в схемах они остались неизменны.
Недочеты эксперты ВШЭ обнаружили и в федеральной схеме обращения с отходами. Она не содержит информации о промышленных и медицинских отходах в регионах. Теоретически они должны утилизироваться отдельно, но в реальности зачастую их отправляют на те же свалки, что и коммунальные отходы. «Расчеты достаточности мощностей проводятся исходя из объемов ТКО, образуемых на ближайших территориях. При этом промышленные отходы могут замещать значительную часть (до 50%) вместительной способности объектов», — указывают на это в ВШЭ.
Все эти недочеты, считают эксперты, могут привести к неконтролируемому дефициту или переизбытку контейнеров для мусора, сортировочных линий и полигонов, образованию несанкционированных свалок и неэффективному расходованию бюджетных средств.
Представитель вице-премьера Виктории Абрамченко Марта Галичева заявила, что в аппарате зампреда правительства «приветствуют экспертные инициативы, направленные на качественное исполнение реформы обращения с ТКО». «Вице-премьер неоднократно отмечала, что федеральная схема обращения с ТКО должна быть гибкой и оперативно отражать изменения, фактически стать юридически значимой информационной системой, которая будет наполняться сведениями о мощностях, движении отходов и их переработке», — сообщила она. По словам Галичевой, часть изменений в схему уже внесена. Письмо от экспертов ВШЭ Абрамченко пока не получила, но когда оно поступит вице-премьеру, будет направлено в профильные ведомства для проработки.
В Российском экологическом операторе в ответ на запрос РБК заявили, что анализ ВШЭ сложно комментировать, поскольку в открытый доступ проект федеральной схемы обращения с отходами РЭО еще не выкладывало. Проект федеральной схемы обращения с ТКО находится на завершающей стадии согласования, его согласовали уже с 60 регионами. «С рядом субъектов есть разногласия, которые будут разбираться на уровне Минприроды России. Минприроды России также направило проект федеральной схемы на согласование в федеральные органы исполнительной власти», — сообщили в РЭО.
«Важный момент, на который необходимо обратить внимание, что территориальные схемы обращения с отходами действующие. Безусловно, недочеты в действующих территориальных схемах обращения с твердыми коммунальными отходами необходимо оперативно исправлять. И как раз скорейшее утверждение федеральной схемы позволит ускорить устранение проблем в действующих территориальных схемах обращения с ТКО», — ответили в РЭО на претензию о преждевременности утверждения федеральной схемы.
То, что в схеме не учитываются промышленные и медицинские отходы в РЭО объяснили 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», где закреплен этот подход. «Чтобы включить другие виды отходов в федеральную схему обращения с ТКО, необходимо внести изменения в закон. При этом препятствий к принятию федеральной схемы обращения с ТКО нет (в перспективе расширяя ее действие до 2030 года и включая в нее другие виды отходов). <...> РЭО считает правильным учитывать все виды отходов. Но разработчиком федеральной схемы является РЭО, и деятельность РЭО ограничена только твердыми коммунальными отходами. Логика в том, чтобы расширять федеральную схему обращения с ТКО на другие виды отходов, есть. При этом необходимо обратить внимание, что медицинские отходы не регулируются 89-ФЗ. Поэтому, если РЭО будут предоставлены полномочия по включению в федеральную схему других видов отходов, далеко не очевидно, что удастся включить в них медицинские отходы», — объяснили в пресс-службе экологического оператора.
Бороться с устаревшими данными в федеральной схеме оператор планирует путем регулярного обновления информации, часть изменений уже внесена, подтвердили в РЭО.
Накануне стало известно, что на фоне критики из Минприроды уволился глава профильного департамента Николай Борисов. За неделю до этого в ведомстве сменился руководитель: Дмитрий Кобылкин ушел в отставку, а его место занял Александр Козлов, который до этого руководил Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики.