В правительстве пересмотрели сроки перехода экономики к росту
Раньше первого квартала 2016 года экономика России к росту не вернется, предупредил заместитель министра финансов Максим Орешкин. По его словам, реализации прежних прогнозов о возобновлении экономического роста уже в 2015 году мешают низкие цены на нефть.
«Раньше мы ожидали, что уже в третьем квартале экономика начнет набирать обороты и выходить в зону положительных темпов роста. К сожалению, мы получили сейчас второй шок: падение цен на нефть и влияние на валютный курс и на инфляцию. Поэтому, к сожалению, нужно говорить о том, что экономика останется в стабильном состоянии и этот второй шок помешает возобновить рост в этом году. Первое положительное значение квартал к кварталу мы увидим в первом квартале следующего года», — пояснил Орешкин (цитата по РИА Новости).
В то же время Орешкин выразил уверенность в том, что экономика России успела адаптироваться к негативной ситуации на мировом рынке и, в отличие от многих других стран, не понесет существенного ущерба в случае повышения базовой ставки Федеральной резервной системы США.
«В этом плане Россия, которая уже прошла период жесткой адаптации за последний год, будет испытывать проблемы в гораздо меньшей степени», — сказал он (цитата по Интерфаксу). Замглавы Минфина также отметил, что инфляция в России по итогам 2015 года составит около 12%.
Ранее представители экономического блока в правительстве предсказывали, что рост экономики возобновится уже в 2015 году. В частности, министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев в конце июля 2015 года сообщил, что российская экономика достигла нижней точки спада и, «начиная с третьего квартала, будет некая корректировка в позитивную сторону».
Месяцем позже Улюкаев заявил, что экономика России достигла «хрупкого дна» и четвертый квартал будет «значительно лучше». «Видно, что мы где-то на дне лежим, или как назвать это движение. Я думаю, что уж точно вниз не пойдем, а будем ли выходить заметно в рост, это сложно сказать», — говорил министр журналистам.
В середине сентября, признав, что за январь—август 2015 года ВВП страны снизился на 3,9%, Улюкаев выражал надежду на то, что в четвертом квартале ситуация уже не ухудшится. «Для того чтобы мы имели ситуацию по итогам года хуже, чем 3,9%, у нас должно быть углубление спада в четвертом квартале. Исходя из эффекта базы, трудно представить ситуацию, когда четвертый квартал этого года относительно четвертого квартала прошлого года будет хуже, чем третий квартал относительно третьего квартала прошлого года», — говорил министр.
Ранее замглавы Минфина Алексей Моисеев также назвал более реальным сценарием возобновление роста российского ВВП в начале 2016 года. «Очень многие вещи, конечно, зависят от дальнейшей динамики нашего экспорта и рубля, но очевидно, что положительное влияние от ослабления курса рубля на конкурентоспособность российской экономики видно невооруженным глазом. Я думаю, что мы вполне можем в следующем году с известной долей уверенности говорить о том, что будет рост», — говорил Моисеев.
В пятницу, 11 сентября, Центральный банк представил новые сценарии развития российской экономики. По прогнозам регулятора, при реализации базового сценария в этом году ВВП сократится на 3,9–4,4%, в следующем — на 0,5–1% и начнет расти только в 2017 году. ЦБ ожидает перелома негативной тенденции в экономике России во второй половине 2016 года, пояснила глава ЦБ Эльвира Набиуллина.