Что бизнес и профсоюзы предложили поправить в пенсионной реформе
В субботу, 16 июня, через два дня после объявления о повышении пенсионного возраста и НДС, правительство внесло соответствующие законопроекты в Госдуму, предварительно обсудив их с бизнесом и профсоюзами. Работодатели, «принимая во внимание» необходимость исполнения майского указа президента Владимира Путина, предложения кабинета поддержали, но профсоюзы выступили против обоих законопроектов. Вмешаться в ситуацию и смягчить сценарий повышения пенсионного возраста может Кремль, считают эксперты. Но с НДС такой вариант вряд ли возможен — в этом вопросе маневра для смягчения практически нет.
Суть предложений
Повысить пенсионный возраст для мужчин правительство предлагает до 65 лет, для женщин — до 63 (сейчас 60 и 55 лет соответственно), заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. При реализации этих мер будет действовать переходный период — до 2028 года для мужчин и до 2034-го для женщин, в течение которого повышение (оно затронет мужчин 1959 года и младше и женщин 1964 года и младше) будет проходить постепенно — по году каждый год. Повысится также возраст выхода на досрочную пенсию для соответствующих категорий и возраст, с которого граждане, не наработавшие необходимый трудовой стаж, смогут получать социальную пенсию по старости. Доля работающих людей «становится все меньше, пенсионеров, соответственно, все больше», и это может привести к «разбалансировке пенсионной системы вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства», объяснил решение правительства Медведев.
Налог на добавленную стоимость (косвенный налог, который ложится на конечного потребителя) предлагается увеличить с нынешних 18 до 20%. По словам первого вице-премьера — министра финансов Антона Силуанова, эта мера даст бюджету дополнительно более 600 млрд руб. в год. Средства, полученные от повышения НДС, пойдут в первую очередь на финансирование здравоохранения, образования, культуры и социального обеспечения, заявил он.
Слово профсоюзам
Перед внесением законопроектов в Госдуму они прошли в субботу, 16 июня, через обсуждение на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Это координационный орган, в работе которого участвуют представители правительства, работодателей и профсоюзов. При этом с профсоюзами власти (в лице министра труда и социальной защиты Максима Топилина) провели переговоры еще в пятницу, на встрече обсуждалось повышение пенсионного возраста. Топилин в разговоре с представителями профессиональных объединений подчеркнул, что цель этой меры — увеличение уровня благосостояния пенсионеров, сказал РБК председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук, принимавший участие в заседании. Однако профсоюзы выступили «категорически против данного законопроекта», сообщил он.
Такая же позиция профсоюзов отражена и в проекте решения РТК (есть у РБК), который был утвержден по итогам заседания комиссии (правительство на ней представляла вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова). Глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков пояснил РБК, что профсоюзная сторона приняла такое решение, так как законопроект «не учитывает множество аспектов, нет внятного обоснования, что это даст каждому пенсионеру». «Пенсионный вопрос — комплексный, в нем надо учитывать все, в первую очередь рост заработной платы. Не будет никакого смысла от всех этих нововведений, если не будет расти заработная плата, если не будет расти экономика», — добавил Шмаков. Не поддержали профсоюзы и повышение НДС.
Нужны детали
Работодатели были менее категоричны. Бизнес «концептуально» поддерживает повышение пенсионного возраста, сказано в решении РТК, однако считает необходимыми дополнительные разъяснения по этому вопросу. Нужно «провести детальную оценку» этой меры на экономику, проанализировать риски для рынка труда и систему защиты от безработицы, в частности пособия по безработице для лиц старших возрастов и их профессиональную переподготовку. Кроме того, необходимо предоставить расчеты и детальные показатели, которые подтвердят сбалансированность пенсионной системы при нынешнем варианте повышения пенсионного возраста, оценить расходы на минимизацию рисков и описать направленные на это меры. Бизнес также просит активизировать реформирование института досрочных пенсий — этот вопрос поднимался еще в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, которую правительство утвердило в 2012 году. Действующая система для досрочников, как сказано в документе, сформирована еще в СССР, а в современных условиях «социально несправедлива» — финансирование досрочных пенсий работников предприятий с особыми условиями труда осуществляется за счет общих доходов Пенсионного фонда, а не дополнительных взносов работодателей, которые и несут ответственность за эти условия.
Предложение повысить НДС, как отмечается в решении РТК, работодатели «в основном» поддержали, «принимая во внимание» необходимость финансирования майского указа Путина в части развития образования, здравоохранения и повышения пенсий.
При этом бизнес, поддерживая рост НДС, напомнил о необходимости не облагать налогом движимое имущество (то есть отказаться от «налога на инвестиции», как его зачастую называют компании) и снизить пороги для упрощенного возмещения НДС. О том, что правительство собирается пойти на такие меры, Силуанов заявил еще в четверг — по его словам, налог на движимое имущество предлагается отменить, а порог уплаченных за три года налогов, необходимый для ускоренного возмещения НДС, сократить с 7 млрд до 2 млрд руб. Пока содержащие эти инициативы законопроекты не внесены правительством в Госдуму.
Возможно ли смягчение
Профсоюзы на РТК предложили смягчить вариант увеличения пенсионного возраста для женщин. Они настаивают на повышении не на восемь, а на пять лет (то есть до 60 лет), сказал РБК глава ФНПР Шмаков. Таким образом, предложение профсоюзов стало первой публичной инициативой по смягчению предложенного правительством сценария. Как говорили источники РБК, «63/65» был не единственным обсуждавшимся вариантом — кабинет рассматривал и другие параметры, в частности увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 для женщин, а также до 62 и 60 лет соответственно. Текущий законопроект о повышении пенсионного возраста — изначально жесткий и дает возможности для его смягчения, в том числе со стороны Кремля, считает руководитель аналитического департамента Центра политических технологий Татьяна Становая. При обсуждении проблемы пенсионного возраста не рассматривается возможность сохранения текущих рамок и это «политическая победа власти», отмечает она.
«Думаю, что правительство изначально внесло наиболее жесткий вариант, была заложена определенная возможность для торга, и не только с профсоюзами. Не исключала бы вмешательства в ситуацию президента, который таким добрым жестом заставит правительство пойти на социально значимые уступки. Тем самым Путин сохранит лицо, принимая не самое популярное решение», — отметила она.
Госдума может рассмотреть законопроект о повышении пенсионного возраста в первом чтении до конца весенней сессии (завершится 29 июля), говорили Дмитрий Медведев и спикер Думы Вячеслав Володин. Таким образом, основное обсуждение придется уже на осеннюю сессию парламента.
Профсоюзы и левые организации «не могут не высказаться» по поводу повышения пенсионного возраста, указывает руководитель программы «Российская внутренняя политика и политические институты» Московского центра Карнеги Андрей Колесников. «Есть мнение, что все эти параметры готовились с учетом того, чтобы потом прислушаться к общественному мнению, которое явным образом это негативно воспримет. Возможно, между пятью и восемью [годами] (уровень повышения пенсионного возраста для женщин. — РБК) будет выбрано что-то среднеарифметическое», — считает эксперт.
С повышением НДС ситуация сложнее. Как отмечает Становая, пространства для маневра практически не остается. «Бизнес будет обсуждать особые условия со стороны власти, но это будет закрытый диалог напрямую с правительством», — ожидает она. Повышение пенсионного возраста — более мягкая мера по сравнению с ростом НДС, полагает Колесников. Для экономики повышение НДС — «исключительно вредный шаг», за который перед обществом, возможно, придется отвечать Дмитрию Медведеву, говорит представитель Центра Карнеги.