ФСО зафиксировала ухудшение ситуации в моногородах
В распоряжении РБК оказался один из последних имеющихся закрытых отчетов для правительства и Кремля по ситуации на градообразующих предприятиях в моногородах — он показывает, что предприятиям негде сбывать продукцию и она наполняет склады, безработица в моногородах растет.
Документ подготовлен Аналитическим центром при правительстве и Федеральной службой охраны, он был направлен в администрацию президента и правительство. Подлинность данных подтвердили два источника РБК. Представитель Аналитического центра подтвердил, что такой мониторинг проводился. Представитель Минэкономразвития сообщил, что министерство использует отчет при подготовке своего доклада о ведении комплексного мониторинга социально-экономического положения в моногородах (он отправляется в правительство раз в полгода). В пресс-центре ФСО посоветовали обратиться за комментариями 18 мая.
В материалах говорится, что мониторинг подготовлен на основании перечня показателей финансово-экономического состояния предприятий, портфеля заказов и уровня занятости на предприятии. В опросе приняли участие 147 предприятий. В отчете содержится информация по состоянию на 24 февраля 2016 года (таким образом, проведено уже 40 волн опросов). Основные выводы, которые можно сделать по итогам февральского опроса, следующие: объемы производства продолжают сокращаться, объем запасов предприятий резко сократился, хуже всего ситуация на предприятиях, которые ориентируются на внутренний спрос. Существенную часть займов предприятия делали в валюте, что только усугубило ситуацию после очередной волны девальвации в начале года.
«Ползучая ситуация»
«В ходе ведения мониторинга моногородов, включающего анализ финансово-экономических и операционных показателей градообразующих предприятий, были выявлены тенденции, сигнализирующие о сохранении кризисных явлений на большинстве предприятий», — сообщил РБК представитель Минэкономразвития.
«Мы не склонны преувеличивать проблему, но и не склонны ее преуменьшать. Я бы ее назвал «ползучей». Каким-то предприятиям удается выбираться за счет оживления спроса. Но этого недостаточно для того, чтобы резко изменить ситуацию», — говорит РБК источник, знакомый с итогами доклада.
Объем производства в реальном выражении (с поправкой на рост цен) на предприятиях в моногородах за 2015 год снизился на 4,8% (это хуже показателя по промышленности в целом, где было падение на 3,4%). Объем запасов за прошлый год увеличился на 10% к уровню 2014 года, но уже за первые два месяца года по сравнению с уровнем конца 2015-го упал вдвое. «Многие предприятия не спешат существенно наращивать объемы производства ввиду прежде всего слабого внутреннего спроса», — говорится в отчете. Анализ ситуации на 15 предприятиях, которые показали «наименьший рост» объема выручки по состоянию на 24 февраля (в их числе — «Алданзолото ГРК» в Якутии, «Блок № 2 шахта Анжерская-Южная» в Кемеровской области и «Холсим (Рус)» в Саратовской области — входит в швейцарскую группу LafargeHolcim), выявил «довольно острую проблему» с поиском рынков сбыта продукции для значительного числа предприятий моногородов. «Многие из них вынуждены работать «на склад», говорится в отчете.
67 предприятий предоставили «в свободной форме» для отчета свои оценки относительно рисков для ведения деятельности. Падение объемов производства и скачки валютного курса большинство опрошенных предприятий назвали в числе главных рисков, которые оказывают влияние на деятельность компаний (39% и 31% соответственно) и могут повлиять на них в будущем. Из отчета следует, что 40% долговых обязательств предприятий в моногородах, которые оценили риски, номинированы в иностранной валюте. В итоге очередная волна обесценения рубля привела к росту долговой нагрузки и увеличению себестоимости. «Падение объемов производства привело к падению выручки, в результате чего все большее число предприятий стало сталкиваться с проблемой роста долговой нагрузки и своевременным обслуживанием долговых обязательств», — указывает представитель Минэкономразвития.
Среди других значимых рисков предприятия называют высокую стоимость кредитов, повышение процентных ставок по ранее выданным кредитам, рост цен на комплектующие и сырье, рост тарифов на энергоресурсы и «непредсказуемость госполитики в области тарифного регулирования на электроэнергию».
«У предприятий есть сформированные представления о том, что им угрожает. «Расклад» восприятия рисков не меняется довольно давно. Процентные ставки снижаются, но это процесс инерционный, проблемы со спросом существуют. Риски никуда не исчезают, меняется их «интенсивность», — говорит собеседник РБК, знакомый с ситуацией.
Главный признак развития негативных тенденций в моногородах — сокращение объема производства на предприятиях, добавляет представитель Минэкономразвиия. Согласно базовому варианту социально-экономического прогноза Минэкономразвития, внутренний спрос в стране в 2016 году сократится на 1,3%, промышленность вернется к росту только в следующем году.
Безработица растет
За 2015 год в моногородах уровень безработицы вырос на 20%, в то время как «во всех населенных пунктах уровень безработицы увеличился на 10%», признавал в конце января 2016 года глава Минтруда Максим Топилин (цитата по сайту министерства). На 1 января 2016 года из порядка трехсот моногородов в 206 уровень безработицы выше, чем в среднем по России, в 84 — выше в два и более раза.
Судя по отчету, а также по информации от Минтруда, ситуация с занятостью продолжает ухудшаться. В отчете со ссылкой на данные Минтруда говорится, что в моногородах численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, растет, а число вакансий сокращается. На 1 февраля, по сравнению с 1 декабря 2015 года, численность безработных на учете в службах занятости в моногородах выросла на 7,3 тыс. человек и составила 129,2 тыс. Число вакансий, заявленных в службах занятости в моногородах, составило 83,8 тыс. — сохраняется дефицит рабочих мест.
Максимальное число безработных зарегистрировано в Тольятти. На 24 февраля, по данным анализа 1 тыс. 883 градообразующих предприятий, были уволены 10 тыс. человек, а 84,3 тыс. человек находятся в режиме неполной занятости, большая часть работают по сокращенному графику.
В марте—апреле 2016 года ситуация с безработицей и неполной занятостью в моногородах ухудшилась, следует из комментария пресс-службы Минтруда в ответ на запрос РБК. На 1 мая безработица в моногородах достигла уже 139,3 тыс. человек (речь идет о тех, кто состоит на учете в службе занятости). По состоянию на 11 мая 2016 года в моногородах на 2 тыс. 710 предприятиях планируется уволить 16 тыс. человек. В режиме неполной занятости находятся 106,2 тыс. работников. Объем неполной занятости в моногородах составляет почти треть от объема неполной занятости в целом по России.
Всего в России насчитывается 319 моногородов, в которых проживают 14 млн человек.