Новые санкции против России увеличат число работающих в Крыму банков
«Сейчас есть все условия, для того чтобы крупные российские бизнес-структуры, которые, прямо скажем, раньше опасались санкционных мер, — теперь им нечего бояться — смогут спокойно приходить и активно работать в регионе, разворачивать там свою деятельность, открывая и осваивая новые ниши рынка», — заявил президент России Владимир Путин 17 марта на совещании по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя. По его словам, государство такую активность бизнеса поддержит, в том числе за счет развертывания инфраструктуры банковских и финансовых услуг на полуострове.
Российские банки, попавшие под западные санкции после признания независимости ДНР и ЛНР и начала спецоперации на Украине, смогут начать деятельность в Крыму и кредитовать бизнес, желающий вести проекты на полуострове, утверждает источник РБК, близкий к Минэкономразвития. Сейчас риски для инвесторов в Крыму и в остальной России практически сравнялись, благодаря чему у полуострова появляются дополнительные возможности для «инвестиционного рывка», говорит он. Банки, оказавшиеся под санкциями, скорее всего, «пересмотрят свои планы относительно Крыма — спрос со стороны инвесторов однозначно будет, главное сейчас — снизить финансовое давление», отмечает собеседник РБК.
Путин на совещании указал, что в скором времени в Крыму должен начать работу государственный Промсвязьбанк (ПСБ, банк в конце февраля попал под блокирующие санкции США). Председатель ПСБ Петр Фрадков — единственный из банкиров, кто принимал участие в совещании 17 марта. «ПСБ готов обеспечить комплексное финансовое сопровождение инфраструктурных и социальных проектов Крыма, предоставить населению, а также предприятиям полуострова, в том числе субъектам МСП, доступ к полному спектру финансовых услуг и сервисов федерального системно значимого банка», — сообщили РБК в пресс-службе банка, добавив, что его появление в Крыму создаст «финансовую магистраль» для сотрудничества полуострова со всеми российскими регионами.
Льготные кредиты для Крыма
Минэкономразвития уже распространило программу льготного кредитования на реализацию инвестпроектов для участников свободной экономической зоны (СЭЗ) в Крыму и Севастополе. Отбор российских кредитных организаций в качестве уполномоченных банков для участия в программе начался с 25 февраля, сообщало министерство. По условиям программы государство должно было компенсировать бизнесу процентную ставку по кредиту в размере ключевой ставки Банка России. Первоначально (до того как ЦБ поднял ставку с 9,5 до 20%) предполагалось, что по кредитному договору проценты будут устанавливаться в размере не более двукратной величины ключевой ставки. Однако министр экономического развития Максим Решетников уточнил на совещании, что власти будут компенсировать 15% ставки ЦБ, «соответственно, бизнес сможет получить кредит под 7–8%». «При той ситуации, что сейчас есть, — это одна из лучших программ для финансирования бизнеса», — считает Решетников. «Процедура отбора банков, которые будут предоставлять льготные кредиты, завершится к 15 апреля», — сообщил он.
«Применение в отношении российских организаций новых незаконных санкций, обусловленных обострением текущей геополитической ситуации, создает не только новые риски, но и новые возможности для российских организаций, в отношении которых они введены», — говорилось в письме Минэкономразвития, адресованном в банки, которые могут стать потенциальными участниками программы (копия есть у РБК). Министерство предлагает российскому бизнесу прийти в Крым и Севастополь и в том числе начать там «кредитование инвестиционных проектов в сферах туризма, жилищного строительства, сельского хозяйства», следовало из письма.
О том, что попавшие под санкции банки смогут начать работать в Крыму, 16 марта заявил глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. «Теперь уже нет оснований, рисков и отговорок от того, чтобы не работать в Крыму», — заявил депутат.
Санкционные риски
«Технически утверждать, что санкционный режим в отношении Крыма, действующий с 2014 года, и все вместе взятые пакеты новых санкций (начиная с 22 февраля) против России, включая финансовый сектор, уравнялись, было бы неверно. Все-таки Крым находится под полным эмбарго (в американском санкционном праве comprehensively sanctioned territories), а остальная Россия — нет», — уточняет директор французского отделения консалтинговой компании Aperio Intelligence Джордж Волошин. Для многих организаций — например банков, недавно включенных в американский список SDN, — теперь уже действительно не имеет разницы, есть у них операции в Крыму или нет. Однако в случае со Сбербанком, который попал под ограниченные санкции США, банками, избежавших санкций или находящихся под более мягкими секторальными санкциями, а также компаниями, подконтрольных российским крупным бизнесменам, которые не находятся в санкционных списках, выход на крымский рынок не является оптимальным решением, рассуждает Волошин.
РБК 16 марта направил запросы в кредитные организации о готовности начать работать на полуострове. «Открытие» (банк попал в санкционный список SDN) в настоящий момент не рассматривает вопрос выделения дополнительных ресурсов на расширение сети, сказал тогда представитель банка: «Мы сфокусированы на сохранении качественного сервиса и удовлетворении потребностей наших клиентов в более чем 70 регионах России, где уже есть офисы банка». Но запрос от 17 марта банк не ответил. Сбербанк (не попал в список SDN, но столкнулся с запретом на корреспондентские отношения с американскими банками) отказался от комментариев. ВТБ, Совкомбанк и Новикомбанк — банки, в конце февраля тоже внесенные в список SDN, — на момент публикации не ответили на запросы.
«ВЭБ.РФ (попал в список SDN 22 февраля. — РБК) и ранее работал в Крыму и намерен наращивать взаимодействие с регионом в проектах, направленных на развитие городской экономики и повышение качества жизни людей», — сообщил РБК представитель госкорпорации.
Компаниям, которым «больше нечего терять», нет оснований избегать присутствия на полуострове, полагает ведущий юрист практики «сопровождение сделок M&A» юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Дмитрий Казаков. Но в долгосрочной перспективе все не так однозначно, полагает он. «Включение в санкционные списки по нескольким основаниям означает, что из-под санкций будет сложнее уходить. То есть когда уберутся основания, связанные с военной операцией [на Украине], это не значит, что снимутся основания, связанные с физическим присутствием в Крыму», — рассуждает Казаков. Для инвесторов, осуществляющих международное взаимодействие (например, имеющих иностранный капитал, покупающих или продающих товары за рубежом или кредитующихся там), выход в Крым по-прежнему несет риски, напоминает юрист.
Банковская система Крыма
Сейчас на полуострове полноценно работают три банка: государственный РНКБ, банк «Россия», попавший под санкции еще в 2014 году, и Генбанк. Еще два банка — Черноморский банк развития и реконструкции и Индустриальный сберегательный банк — тоже находятся под американскими санкциями и в настоящее время санируются.
На отсутствие большого выбора финансовых организаций и, как следствие, запретительные ставки по кредитам традиционно жалуются жители и предприниматели полуострова. «Расширение участников финансового рынка в первую очередь позволит обеспечить широкий доступ банковских продуктов для граждан. Фактически решение банков открывать свои филиалы в Крыму — социальная мера», — утверждает вице-президент, руководитель направления «пространственное развитие» ЦСР Татьяна Караваева. Одновременно откроется и доступ к продуктам для предприятий и организаций, что простимулирует привлечение дополнительных ресурсов и запуска их в экономику региона, ожидает она.
Председатель крымского республиканского отделения «Опоры России» Сергей Лапенко сказал, что в условиях фактически закрытого внешнего мира ранее «запретный» Крым может стать инвестиционно привлекательным. В марте 2021 года Владимир Путин поручил обеспечить приток частных инвестиций в Крым в размере 1 трлн руб. до 2025 года.