Фридман покупает за 5,1 млрд евро нефтегазовую компанию в Германии
Dea будет куплена на деньги, доставшиеся Фридману и его партнерам по "Альфа-групп" от продажи доли в ТНК-BP год назад. Покупателем выступает инвесткомпания LetterOne, созданная Михаилом Фридманом, Германом Ханом и Алексеем Кузьмичевым в 2013г.
Рекордная сделка
Немецкий энергоконцерн RWE, владелец Dea, 16 марта объявил, что договорился с LetterOne о продаже актива за 5,1 млрд евро ($7,1 млрд). Это стоимость с учетом долга Dea (0,6 млрд евро), который перейдет к покупателю. Значит, LetterOne заплатит за Dea около 4,5 млрд евро ($6,3 млрд). L1 Energy, управляющая энергетическими инвестициями LetterOne, подтвердила договоренность.
По данным РБК, это рекордная зарубежная сделка для российских компаний. В 2011г. VimpelCom приобрел телекоммуникационные активы египетского магната Нагиба Савириса за $6,5 млрд, но cash-компонент составлял только $1,8 млрд, остальное было оплачено акциями. В 2007г. "Норильский никель" купил канадскую LionOre за $5,9 млрд.
Украина не помеха
RWE и LetterOne еще предстоит заключить юридически обязывающее соглашение. Сделка подлежит рассмотрению наблюдательным советом RWE и регуляторами "в нескольких странах", говорится в сообщении RWE. Dea ведет производство в Германии, Великобритании и Дании, а за пределами Евросоюза - в Норвегии и Египте. На антимонопольном портале Еврокомиссии уведомления о сделке пока нет. Если не политизировать вопрос о российских инвестициях в Европу, у сделки не должно возникнуть проблем с регуляторами в Брюсселе.
Новости об интересе Фридмана к Dea появились в ноябре прошлого года, и переговорам RWE и LetterOne не помешали даже события на Украине. В последнее время из-за крымского конфликта и угрозы западных санкций против России заморожены несколько российских IPO в Лондоне, отечественные компании выводят свои деньги из западных банков. Представитель RWE сообщил агентству Reuters, что компания проинформировала власти Германии о сделке и не увидела никаких возражений.
Обошли немцев, американцев и арабов
Российские инвесторы обошли в споре за Dea немецкую Wintershall (нефтегазовое подразделение концерна BASF), которая, по данным Wall Street Journal, предлагала 3,5 млрд евро. Среди претендентов на актив также назывались венгерская группа MOL и консорциум американской инвесткомпании Kohlberg Kravis Roberts и кувейтской государственной Kuwait Petroleum Corp.
Как отмечает Bloomberg, RWE начал искать покупателей на нефтегазовые активы Dea два года назад. Для испытывающего финансовые трудности RWE продажа Dea - это способ уменьшить долговую нагрузку и освободиться от необходимости инвестировать крупные средства в разведку нефти и газа. Недавно RWE отчиталась о первом годовом убытке с 1949г.: чистый убыток за 2013г. составил 2,8 млрд евро. Кроме того, концерн с образованием ликвидных газовых рынков в Европе стал меньше нуждаться в собственных источниках природного газа.
Какой актив покупает Фридман
За 2013г. Dea нарастила доказанные запасы нефти и газа на 32%, до 155 млн кубометров нефтяного эквивалента (около 1 млрд баррелей). Но добыча углеводородов снизилась на 0,6%, а операционная прибыль сократилась на 24% - до 521 млн евро. В 2014г. RWE ожидает существенного улучшения показателей Dea, следует из годового отчета концерна. Добыча должна вырасти на 30% благодаря новым газовым месторождениям в британском Северном море и в Египте.
Штат работников Dea составляет около 1,4 тыс. человек. Компания ведет операции в 14 странах и располагает лицензиями на неосвоенные ресурсы нефти и газа в Ирландии, Мавритании, Польше, Суринаме, Тринидаде и Туркменистане. У Dea есть офис на Украине, в Киеве.
Для люксембургской LetterOne покупка Dea станет дебютной стратегической инвестицией. Ранее в LetterOne были внесены телекоммуникационные активы "Альфы" (13,22% турецкого оператора Turkcell и компания Altimo, владеющая 47,9% оператора VimpelCom), а также деньги, полученные от продажи доли в ТНК-BP.
В подразделение нефтегазовых инвестиций L1 Energy Фридман и партнеры привлекли видных представителей отрасли, в частности бывшего руководителя BP Джона Брауна и главного управляющего директора консорциума AAR Стэна Половеца. В течение 3-5 лет L1 Energy планирует вложить в энергетические активы до $20 млрд.
Иван Ткачев