Дно Улюкаева: как бывший министр описывал выход России из кризиса
31 января 2014 года. «Мне представляется, что низшую точку мы прошли в районе третьего квартала прошлого года, наметились довольно обнадеживающие симптомы постепенного выправления ситуации» (коллегия министерства).
16 марта 2015 года. «По ряду позиций мы проходим или уже прошли наиболее острые зоны. Если возьмем финансовую стабильность и положение банков, то мы уже прошли худшую часть дистанции в декабре» (встреча с фракцией «Единой России»).
27 июля 2015 года. «У нас оценка полугодия — спад 3,4%, оценка второго квартала — примерно 4,4%. Мы считаем, что это, вероятно, нижняя точка, а затем, начиная с третьего квартала, будет некая корректировка в позитивную сторону. Мы видим, что снижается динамика спада. Мы в ближайшие недели ожидаем изменения траектории движения, сначала месяц к месяцу положительного развития, а затем, в 2016 году — экономического роста год к году».
2 октября 2015 года. «Начиная примерно с июня экономика начала оставаться в состоянии неустойчивого равновесия, то есть показатель ВВП месяц к месяцу, очищенный от сезонности, — это ноль… То есть дошли до низшей точки, но не повышаемся… Поэтому та цифра, на которую мы ориентируемся, — за восемь месяцев у нас было минус 3,8%, думаем, до конца года цифра минус 3,8–3,9%» сохранится (интервью телеканалу «Россия 24»).
23 ноября 2015 года. «ВВП снизился в годовом выражении на 3,8% за десять месяцев, в третьем квартале показатели были лучше, чем во втором квартале, и мы считаем, что в четвертом квартале показатели будут лучше, чем в третьем квартале, поэтому поквартальные показатели свидетельствуют, что рецессия по ее формальному определению завершилась. В годовом выражении мы выйдем на рост экономики во втором квартале 2016 года, а по итогам следующего года, по нашему прогнозу, он составит 0,7%» (встреча с главами дипломатических миссий ЕС в РФ).
26 января 2016 года. «Действительно заложены хорошие основы, надо теперь ими умно распорядиться. И мне кажется, что мы сможем с умеренным, осторожным оптимизмом входить в год» (встреча с Владимиром Путиным).
16 марта 2016 года. «Экономика РФ адаптировалась к санкционному режиму, и неважно, отменят его в этом году или через десять лет. Вероятно и ожидаемо, что второй квартал 2016 года покажет положительные оценки по росту не только промышленного производства, но и по ВВП» (правительственный час в Госдуме).
24 марта 2016 года. «В два раза сократилась инфляционная динамика. Мы ожидаем до конца года инфляцию меньше 8%. Резко сократился отток капитала из России: в этом году в шесть раз меньше, чем в прошлом. Происходят серьезные структурные сдвиги» (съезд РСПП).
4 апреля 2016 года. «Сейчас одна из лучших ситуаций по инфляции за весь новый период».
21 апреля 2016 года. (Заседание правительства):
27 апреля 2016 года. «Российская экономика чувствует себя в целом вполне прилично. Мы сейчас находимся в относительно устойчивом состоянии. Главный фактор этого — набранный запас прочности самой экономики, компетенций частного бизнеса. Второй фактор — адекватная антикризисная политика правительства, смягчившая для экономики жесткость «посадки» и создавшая условия для использования имеющихся и новых конкурентных преимуществ» (интервью «Ведомостям»).
24 мая 2016 года
31 мая 2016 года. «По отношению к прошлому году позитивная динамика ВВП налицо. Мы работаем над тем, чтобы продолжить рост, в том числе и через инвестиционный рост».
16 июня 2016 года. «Нижняя точка спада пройдена, идет достаточно быстрое восстановление российской экономики. Если в прошлом году величина падения составила 3,7% ВВП, то по четырем месяцам этого года — 1,1%, по полугодию мы ожидаем спад менее 1%, с третьего квартала российская экономика будет показывать позитивные значения, рост к соответствующему периоду прошлого года. Он будет небольшим, но в целом мы ожидаем, что по итогам текущего года рецессия полностью прекратится, мы будем выходить в положительные значения» (выступление на ПМЭФ).
18 июня 2016 года. «Да, вот Улюкаев ни разу слово «дно» не использовал. Я просто говорил, что спад глубокий прекратился в это время. С этого момента мы вышли почти на плато. Это не совсем плато, это такое почти плато все-таки с маленьким минусом, с маленьким уклоном, но очень маленьким по сравнению с предшествующими девятью месяцами... Мы считаем, что в третьем квартале будет плюс» (интервью Business FM).
1 июля 2016 года. «Я никогда не пользуюсь термином «дно». Говорят: Улюкаев восемь раз находил дно кризиса. Ни разу! У меня вообще в словаре нет такого слова. Это полное искажение современной экономической реальности. Не существует никакого дна, от которого можно оттолкнуться... Мы, так сказать, спустились с одного этажа на другой. Ниже не пойдем, но и сильно выше не получается. У экономики есть потенциал роста, вокруг него происходит колебание фактического роста» (интервью «Газете.Ru»).
19 июля 2016 года. «Самое главное, что у нас изменился знак движения капитала начиная с мая этого года. У нас был огромный отток в 2014 году — $153 млрд, в 2015 году он был значительно меньше, но все-таки $57 млрд. Начиная с мая у нас уже появился приток капитала, пока еще небольшой, но он есть. Я вижу в этом серьезное свидетельство того, что восстановилось доверие к российскому финансовому рынку, к российской экономике — мы видим большой интерес инвесторов в российские финансовые активы и будем всеми [силами] поддерживать эту стабильность» (интервью телеканалу NHK).
4 августа 2016 года. «Я думаю, что [динамика ВВП России в третьем квартале 2016 года] будет около нуля по третьему кварталу. Может быть, чуть-чуть минус, может быть, чуть-чуть плюс. По году пока исходим из того, что минус 0,2%, но будем еще уточнять. Ситуация пока в неустойчивом таком равновесии» (встреча с журналистами в Лаосе).
12 октября 2016 года. «В прошлом году был глубокий спад, в этом году идет постепенное восстановление» (выступление на форуме «Россия зовет!»).
26 октября 2016 года. «Этот год мы живем под знаком экономического сглаживания. Медленно ситуация выправляется, но выправляется».
8 ноября 2016 года. (Встреча с деловыми кругами Италии):