Число зарубежных инвестиций в Россию выросло до пятилетнего максимума
Россия в прошлом году привлекла 201 инвестиционный проект из-за рубежа против 125 годом ранее, рост по количеству составил 61% — самый большой среди топ-10 стран по общему числу привлеченных проектов прямых иностранных инвестиций (ПИИ), утверждает консалтинговая компания EY. Последний раз так много иностранных инвестиций Россия привлекала в 2010 году, следует из обзора EY «Исследование инвестиционной привлекательности стран Европы», презентованного сегодня на Петербургском международном экономическом форуме.
Наибольшее число проектов в 2015 году, по данным EY, привлекли Великобритания (1065), Германия (946) и Франция (598). Россия в этом рейтинге стала восьмой.
Данные EY не совпадают со статистикой Банка России, по данным которого прямые иностранные инвестиции в Россию сократились в 2015 году на 78%. Но в EY оценивали не ПИИ в денежном выражении, а число проектов и количество созданных на них рабочих мест. Несмотря на рост количества таких проектов, число созданных за счет этих инвестиций рабочих мест в России оказалось на 25% ниже, чем в 2014 году — 13,7 тыс. против 18,2 тыс. Среднее количество рабочих мест на один проект составило 68 (в 2014 году — 146).
Топ-5 иностранных инвесторов по числу проектов в России за 2015 год — Германия (36 проектов), США (29), Франция (20), Италия и Китай (по 12). Лидеры по числу созданных рабочих мест — США (почти 3 тыс.), Германия (чуть больше 2 тыс.), Япония (1,5 тыс.), Китай (1,35 тыс.) и Польша (950 рабочих мест). В целом инвесторы из Западной Европы в прошлом году вложили средства в 106 проектов в России — рекордный показатель с 2005 года, отмечают авторы отчета EY.
По данным ЦБ, прямые иностранные инвестиции в Россию сократились в 2015 году на 78%, а инвестиции из стран дальнего зарубежья упали даже сильнее — на 80,3%. В том числе инвестиции из США снизились на 71%, из Франции — на 26%, из Италии — на 54%, из Китая — на 55%.
Немецкие друзья
Зато прямые инвестиции из Германии в Россию, по данным ЦБ, в 2015 году увеличились в четыре раза — с $350 млн до $1,42 млрд. Согласно исследованию EY, число запущенных Германией российских проектов выросло с 11 в 2014 году до 36 в 2015-м, число рабочих мест увеличилось до 2 тыс. с 350 годом ранее.
Немецкий бизнес быстро адаптируется в сложных ситуациях, объясняет лидерство Германии по результатам исследования председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп. При этом, подчеркивает он, без чувства неуверенности, которое возникло у бизнеса из-за конфликта России и Запада, показатели инвестиций были бы еще выше. Стоит также учитывать, что планы на 2015 год были сформированы еще 2–3 года назад, говорит Шепп, и вообще, несмотря на политические риски, сейчас неплохое время для иностранного инвестора, потому что покупка активов (заводов, недвижимости) стала почти в два раза дешевле.
В случае с немецкими фирмами играет роль и то, что они рано начали локализацию производства — до того, как это стало «модным словом», рассказывает Маттиас Шепп. Из-за этого в текущей ситуации у ряда компаний появились даже возможности для экспорта. Например, Continental экспортирует шины, произведенные в России, в Западную Европу, Скандинавию и Китай, тем самым компенсируя спад на российском рынке, где резко упали продажи автомобилей.
По данным EY, самой привлекательной областью для инвестиций в Россию оказалось производство — на него пришелся 171 проект из 201, а также 96% всех созданных рабочих мест. Список проектов в EY предоставить РБК не смогли.
Число проектов выросло, а число рабочих мест стало меньше — то есть речь на самом деле идет о небольших предприятиях. «Возможно, кто-то переносит сюда производство, чтобы уйти из-под санкций, если речь о товарах двойного назначения», — рассуждает профессор финансов РЭШ Олег Шибанов. Но очень трудно проинтерпретировать эти данные, не зная конкретных проектов, подчеркивает он. «За крупными проектами государство внимательно наблюдает, все видят, что происходит с той же «Башнефтью». И капиталоемкое производство, где нужны большие денежные вливания, может быть не до конца защищено», — говорит он.
Часть таких проектов, которые стали привлекательны для иностранного бизнеса в России, — это исследования и разработки, потому что инженеры и IT-специалисты стали дешевле по мировым стандартам, считает Шибанов. А вот новое производство, ориентированное на внутренний рынок, — это «большой вопрос», рассуждает он.
Качество рабочей силы в России сравнительно высокое, и есть западные компании, в том числе немецкие, которые ушли, например, из Индии, чтобы развивать софт здесь, но эта тенденция существует уже несколько лет — просто сейчас это стало еще дешевле, говорит Маттиас Шепп.