Силуанов дал свой ответ на вопрос «что делать» с российской экономикой
Несмотря на некоторое улучшение макроэкономической конъюнктуры, ситуация в экономике России остается сложной — дефицит бюджета покрывается за счет накоплений суверенных фондов, а рост корпоративной прибыли не привел к увеличению инвестиционной активности, предупреждает глава Минфина Антон Силуанов. «Инвестор, принимая решение о старте того или иного проекта, всегда сравнивает соотношение прибыли и рисков. Очевидно, для обеспечения роста инвестиционной активности акцент экономической политики должен быть сделан на снижении рисков», — написал министр в статье, опубликованной в газете «Ведомости». На сайте издания статья озаглавлена «Что делать? Версия Минфина». 9 июня «Ведомости» опубликовали статью «Что делать? Версия Минэкономразвития» министра экономического развития Алексея Улюкаева.
По словам Силуанова, власти необходимо обеспечить предсказуемость проводимой экономической политики с четким выдерживанием заранее объявленных ориентиров и добиться выхода на «сбалансированную конструкцию» бюджета. Добиться этого он предлагает не только за счет сокращения госрасходов, но и за счет повышения качества администрирования налогов и сокращения доли теневой экономики. Именно такой подход, по его мнению, даст экономике возможность выйти к «равновесию со стабильным ростом частных инвестиций и устойчивостью к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры».
При отсутствии реформ увеличение нефтяных доходов в лучшем случае может обеспечить стране лишь очень шаткое улучшение, считает Силуанов. «Растущие нефтяные цены подталкивают к мысли, что все нормализуется и без активных действий. Здесь необходимо понимать, что такой подход в случае продолжения роста нефтяных цен приведет нас обратно в равновесие 2013 года: равновесие с неустойчивым экономическим ростом и угрозой экономического кризиса в случае падения нефтяных цен», — пояснил глава Минфина.
Он также предупредил, что благоприятное для России развитие ситуации на нефтяном рынке отнюдь не гарантировано. В краткосрочной перспективе к падению цен может привести увеличение сильно упавших в последнее время поставок нефти из Канады, а в среднесрочной — «жесткая посадка» экономики Китая. В долгосрочной же перспективе высоких цен на нефть, по словам министра, ожидать и вовсе не приходится.
«Тренды здесь очевидны: развитие альтернативных источников энергии, автомобильного транспорта на электрическом приводе и новых способов промышленного производства — все это говорит о том, что в будущем нет места дорогой нефти. И чем раньше мы начнем адаптацию к этой реальности, тем устойчивее будет наше развитие», — резюмировал Силуанов.
На прошлой неделе глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев в своей статье в «Ведомостях» также предупредил, что даже высокие цены не помогут России «вернуться» в 2000-е годы, когда экономика страны прибавляла в среднем по 7% в год. Министр предупредил, что мировая экономика с тех пор сильно изменилась и, не сумев вписаться в «новую нормальность», Россия рискует застрять на недопустимых для нее среднегодовых темпах роста ВВП в 2%.
«Эти темпы для российской экономики неприемлемы, так как ведут к снижению нашей доли в мировой экономике, потере конкурентоспособности, падению уровня жизни населения относительно большинства стран», — подчеркнул глава Минэкономразвития, назвав вполне реальной задачей выход «на траекторию четырехпроцентного роста ВВП». В новых условиях основным локомотивом роста экономики, по мысли министра, должна стать активизация инвестиций, в первую очередь в инфраструктуру.
Ранее уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов назвал непредсказуемость принимаемых властью решений и в целом непонятность экономического курса главной из всех волнующих российский бизнес проблем. «Даже не спрос — он на втором месте, даже не курс, волатильность рубля — на третьем месте, даже не налоги, которые на четвертом месте, и процентные ставки на пятом, а в целом глобальная проблема, которая есть в России, — непонятность экономического курса», — заявлял Титов.