Бизнес в Кремле: зачем власть усадит за один стол силовиков и бизнесменов
Новую рабочую группу по мониторингу правоприменения в сфере предпринимательства, которая будет разрешать конфликтные ситуации между силовыми ведомствами и бизнесом, возглавил глава администрации президента РФ Сергей Иванов. Об этом он сам сегодня рассказал журналистам. В группу войдут 11 человек. В их числе — представители четырех существующих бизнес-объединений, представители Генпрокуратуры, Следственного комитета, МВД и ФСБ — на уровне заместителей руководителей или первых заместителей. Помимо самого Иванова от администрации президента в группу войдут помощники президента Андрей Белоусов и Лариса Брычева, а секретарем комиссии назначен заместитель министра внутренних дел Дмитрий Миронов. Встречаться группа будет минимум раз в квартал, уточнил Иванов.
О том, что администрация президента (АП) может стать медиатором во взаимоотношениях силовых структур и бизнеса, 15 февраля сообщил президент Владимир Путин на встрече с главой РСПП Александром Шохиным. Из слов Путина следовало, что в ходе этого диалога «претензии и просьбы» отдельных предпринимателей и компаний будет формулировать четверка деловых организаций и обсуждать их с руководством силовых ведомств. 16 февраля Путин сообщил, что подписал распоряжение о создании рабочей группы и что туда не включены представители судебной власти. «Но я просил бы председателя Верховного суда обратить внимание на работу этой группы и оказать ей необходимое содействие и поддержку», — сказал президент.
Александр Шохин воздержался от комментариев, глава «Деловой России» Алексей Репик подтвердил, что его организация участвует в дискуссии по поводу создания рабочей группы, от дальнейших комментариев он отказался. Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров сообщил РБК, что поддерживает создание такой рабочей группы, поскольку на площадке АП эта работа будет более эффективной. Но при этом он заметил, что эта работа уже ведется на площадке института бизнес-омбудсмена.
Глава ТПП Сергей Катырин передал РБК через представителя, что он получал приглашение войти в рабочую группу и что решение о создании такой группы «своевременное». «Что касается вопросов и проблем, связанных с давлением на бизнес, то их должны обсуждать и решать сами представители бизнеса», — считает он. Глава «Опоры России» Александр Калинин сказал, что создание такой группы — «положительный сигнал».
Дополнить омбудсмена
Источники РБК в двух деловых организациях указывают, что инициатором создания рабочей группы выступил Кремль. При этом еще в июне 2012 года была учреждена должность бизнес-омбудсмена — ее занимает Борис Титов. Собеседник в РСПП считает, что рабочая группа не станет заменой бизнес-омбудсмену — они будут друг друга дополнять. По словам собеседника РБК, речь идет об усилении внимания «к проблемам бизнес-климата».
Сам Борис Титов не ответил на звонки и СМС, представитель аппарата бизнес-омбудсмена не стал комментировать тему. Последняя громкая инициатива Титова — создание партии бизнеса на основе «Правого дела», с которой он пойдет на думские выборы.
Собеседник РБК в «Деловой России» не исключает, что инициатива Кремля может объясняться «кризисными явлениями»: растет число предпринимателей под арестом. По данным статистики Верховного суда, предоставленной РБК в аппарате бизнес-омбудсмена, с 2012 года по 1 июля 2015 года количество лиц, находящихся в СИЗО по экономическим статьям, выросло в полтора раза — с 3840 до 6183 человек.
Предполагается, что решения рабочей группы будут носить рекомендательный характер, но статус их будет усилен с учетом того, что вопрос будет находиться на контроле у президентской администрации, надеются опрошенные РБК представители деловых организаций. Назаров указывает, что на площадке деловых организаций уже налажено взаимодействие с силовыми структурами. В частности, действует Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», созданный при участии «Деловой России» по распоряжению правительства. Он рассматривает конкретные дела в отношении предпринимателей по их обращениям и готовит ходатайства в их защиту. Собеседник РБК в ТПП сказал, что его организация тоже взаимодействует с органами прокуратуры и обсуждает вопросы нарушения законодательства бизнесом и силовыми ведомствами.
Надежда на конкретные дела
В итоге создание такой рабочей группы под патронатом АП несколько собеседников в деловых организациях расценивают как возможность решать проблемы, связанные с преследованием конкретных предпринимателей. «Надеюсь, там будут рассматриваться и системные вопросы, и частные вопросы — факты давления на конкретных предпринимателей», — сказал РБК собеседник в руководстве «Деловой России». Однако не исключено, что надежды предпринимательского сообщества в данном случае не оправдаются.
Сергей Иванов заявил, что рабочая группа не будет рассматривать конкретные дела, ее деятельность будет нацелена в целом на облегчение условий функционирования честного и прозрачного бизнеса, сказал он (цитата по «РИА Новости»).
При работе существующего Центра общественных процедур «в большинстве случаев все заканчивается просьбой к следствию более детально разобраться в деле, на что правоохранители обычно отвечают, что все законно и обоснованно», рассказывает основатель некоммерческого партнерства «Бизнес Солидарность» Яна Яковлева, бывший сопредседатель центра. «Не исключено, что подобным образом будет работать и группа при президенте», — говорит она.
Яковлева считает, что создание подобной рабочей группы при президенте свидетельствует о том, что государственная система не работает и что группе придется заниматься разбором кейсов конкретных предпринимателей, поскольку вся правоохранительная система страны, по ее мнению, носит обвинительный уклон.
Ольга Косец, владелица швейного предприятия «Софиано» и президент МОО «Деловые люди», пока не очень понимает, какую роль будет играть рабочая группа при президенте. «Есть уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов, который вхож в Кремль и не первый год пытается там решать проблемы предпринимателей», — заявила Косец РБК. По ее словам, основная проблема бизнеса — это стремление правоохранительных органов квалифицировать предпринимательскую деятельность как мошенничество. «Увы, введение в Уголовный кодекс ст.159.4 (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности) никак не помогло бизнесу, — отмечает она. — На месте членов рабочей группы я бы начала свою деятельность с решения именно этого вопроса — базового для защиты предпринимателей, ведь формальная трактовка любой строки этой нормы для предпринимателей означает необоснованный подход к рассмотрению конкретных вопросов, потерю свободы, а затем и бизнеса, чем зачастую пользуются рейдеры и конкуренты».