МИД Бельгии встал на сторону России в споре с акционерами ЮКОСа
Бывшие акционеры ЮКОСа не сумели начать процедуру подготовки арестованного российского здания в Брюсселе к продаже с публичных торгов — помешал бельгийский МИД, который предупредил, что это может привести к «серьезному дипломатическому инциденту».
Сегодня бельгийские судебные приставы должны были приступить к описи недвижимого имущества в Брюсселе, принадлежащего ФГУП «Госзагрансобственность» и используемого международным информационным агентством «Россия сегодня». Бельгийские адвокаты, нанятые информагентством, были официально уведомлены нотариальной конторой Berquin, уполномоченной судом Брюсселя на осуществление деятельности по исполнительному производству, о том, что 16 февраля состоится процедура описи недвижимого имущества, расположенного по адресу: 74, Рю-де-Мерло, 1180, Брюссель, сообщало на прошлой неделе «РИА Новости». На здание наложен арест, поэтому Россия не может его продать. «В качестве следующего этапа бельгийская нотариальная контора сегодня должна была посетить здание для подготовки его к публичным торгам», — сообщил РБК представитель гибралтарской GML — холдинговой компании для бывших мажоритарных акционеров ЮКОСа.
Но процедуру фактически заблокировал бельгийский МИД, который, по данным GML, «вмешался в интересах Российской Федерации и уведомил нотариальную контору в официальном письме, что здание пользуется дипломатическим иммунитетом». МИД Бельгии предупредил, что дальнейшие попытки взыскать здание могут спровоцировать «крупный дипломатический инцидент».
Бельгия — единственное государство, чьи власти помогают России избегать своих обязательств по выплате акционерам ЮКОСа $50 млрд по решению Гаагского международного арбитража, сетует GML и выражает надежду, что «суды Бельгии не позволят пускать им пыль в глаза и разрешат продажу этого и другого имущества Российской Федерации в Бельгии». Судебные слушания в Бельгии по ходатайствам РФ и МИА «Россия сегодня» о снятии арестов состоятся только в ноябре 2016 года.
Представитель МИД Бельгии заявил РБК, что государство «вмешивается, где это возможно, с целью защиты суверенных и дипломатических иммунитетов других государств», но отказался комментировать незавершенные судебные дела. Пресс-служба МИА «Россия сегодня» отказалась от комментариев.
В июле 2014 года Международный арбитраж в Гааге присудил бывшим акционерам ЮКОСа рекордную компенсацию в $50 млрд, Россия отказалась платить, после чего акционеры ЮКОСа начали процесс принудительного исполнения решения в нескольких западных юрисдикциях — Бельгии, Франции, Германии, Великобритании, США.
В Бельгии суд первой инстанции в июне 2015 года выдал экзекватуру — разрешение на исполнение вердикта Гаагского международного арбитража, после чего приставы по поручению бывших акционеров ЮКОСа принялись описывать российское суверенное имущество с целью обратить на него взыскание. МИД России тогда вызывал к себе бельгийского посла, которому был заявлен «решительный протест» в связи с арестом счетов посольства России в Бельгии, постоянных представительств России при ЕС и НАТО в Брюсселе, ряда других российских организаций (дипломатические счета очень быстро были разморожены). Аресты имущества были восприняты как «откровенно недружественный акт». 31 июля 2015 года Россия подала ходатайство об отмене экзекватуры, слушания по этому вопросу ожидаются в октябре—ноябре 2016 года.
Прошлой осенью Госдума приняла, а президент Владимир Путин подписал закон, по которому российский суд сможет ограничивать юрисдикционный иммунитет тем государствам, которые предоставляют России меньший иммунитет, чем им Россия. Иными словами, Москва зарезервировала за собой право лишать другие государства неприкосновенности их суверенного имущества на российской территории в ответ на аресты ее активов в соответствующих зарубежных юрисдикциях.