Точечная застройка вновь угрожает "старой Москве"
В данном случае, у властей слова с делом не расходятся – в отличие от предыдущего городского руководства, которое на словах регулярно объявляло о прекращении точечной застройки, а на деле этот вид строительства не только не прекращало, но фактически позволяло ему набирать обороты.
Точка кипения
Результатом такой непродуманной и бессистемной строительной экспансии стало фактическое разрушение Москвы как города – при массовой "точечной" застройке (каламбур, но по-иному это назвать трудно) разрушались исторические зоны, безжалостно сносились памятники архитектуры, нарушалась собственно городская среда. Больше всего от этого пострадал центр Москвы, то есть именно тот субъект города, который наиболее интересен с точки зрения развития туристической индустрии. Причем, что интересно, до сих пор внятного ответа на основной вопрос: что же такое "точечная" застройка – не существует. Такого юридического термина нет ни в федеральном, ни в городском законодательстве. Это сленговое словечко, которое позже стали использовать государственные органы власти, означающее "застройку в каком-то конкретном месте города".
Своего пика "точечная" застройка в Москве достигла к середине 2000-х годов. Эта сфера бизнеса была, как принято говорить, сверхдоходной: строительство жилья на территориях с готовой инфраструктурой приносило застройщикам в Москве баснословные прибыли. Квартира в созданной годами уникальной городской среде стоила гораздо дороже, нежели в новом квартале. Вокруг точечной застройки кормился не только большой пул инвесторов, но также и близкие к столичному стройкомплексу чиновники. Поэтому все инициативы как-то обуздать этот бизнес (а такие были) сами собой рассыпались. Но к этому же времени относится и пик активного протеста москвичей против такого типа строительства – массовые протесты в итоге стали в какой-то момент угрожать популярности не только городских властей, но и отражаться на рейтинге федеральной власти.
За прошедшие годы политика в отношении точечной застройки изменилась. Во-первых, экономический кризис конца прошлого десятилетия основательно почистил рынок от "пузырей" и "пирамид". Во-вторых, поменялась власть – и приоритетом городской политики стало, как это ни банально звучит, улучшение жизни москвичей: транспорт, социальная сфера, образование, здравоохранение. Объемы "точечной" застройки при этом сократились – а оставшиеся вошли в цивилизованное русло. По крайней мере, попытки проектов строительства высоток на месте детских площадок и скверов (а таковые существовали) ушли в прошлое.
Сокращение объемов застройки, естественно, ударило по карманам инвесторов. В цивилизованных странах такие вещи девелоперами воспринимаются философски (хотя и без особых восторгов) – сегодня бизнес на подъеме, завтра начинается спад, вещь естественная. В России же, традиционно, свой путь – помноженный на укоренившиеся традиции. Здесь и аппетит, который приходит во время еды, и известная поговорка, что "если нельзя, но очень хочется – то можно", и цель, оправдывающая средства и прочая и прочая.
Старая – новая Москва
За примерами можно далеко не ходить. Достаточно просмотреть новостные ленты информационных агентств, чтобы понять, что только в центре столицы деятельность, связанная со спорной или даже вообще незаконной точечной застройкой нисколько не останавливается, несмотря на заявления московских властей. Причем она не утихает даже в периоды всероссийских праздников. Так, согласно заявлению общественного движения "Архнадзор" в ночь на 1 января 2013г. в столице были незаконно снесены два корпуса Ново-Екатерининской больницы на Страстном бульваре, а также старый дом на улице Образцова.
"Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) Москвы подтвердило заявление "Архнадзора" о том, что снос исторических корпусов Ново-Екатерининской больницы (Страстной бульвар, дом 15/29, стр. 4, 8) был произведен 1 января 2013г. с нарушением установленного правительством Москвы порядка строительных работ", — говорится в заявлении защитников исторической Москвы.
Другой акт, который иначе, как вандализмом не назовешь, относится к улице Образцова близ метро "Новослободская". 13 января 2013г. координатором ОД "Архнадзор" был зафиксирован снос исторического дома на улице Образцова, 30, стр. 1, сообщает все тот же Архнадзор. "Три верхних этажа пятиэтажного здания 1902г. были разрушены с помощью строительной техники. Ордер ОАТИ на снос этого дома не выдавался. После обращения координатора "Архнадзора" в ОАТИ Москвы работы были остановлены. Однако 17 января снос здания возобновился, экскаватором разрушена угловая секция второго этажа здания. Незаконные работы были вновь остановлены после повторного обращения в ОАТИ и вызова наряда полиции", - говорится в сообщение организации.
Печальные факты
Несмотря на то, что в Москве уже давно произошла смена верховной власти, продолжается история начатая еще в 2009г. Связана она с противостоянием между приходом храма Воскресения Христова в Кадашах и застройщиками, которые желают снести ряд исторических построек, а вокруг самого храма возвести офисно-жилой комплекс "Пять столиц". На защиту наследия Москвы вышли прихожане храма, а также представители "Архнадзора". После этого мэрией Москвы было принято решение приостановить все строительные работы и разработать новый проект застройки. Однако, буквально на днях приостановленные было работы снова возобновились. По словам настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерея Александра Салтыкова, "нас бессовестно обманывают какими-то "регламентами", умалчивая о законе. Даже есть специалисты, которые услужливо готовят решения, имеющие как бы профессиональный вид, но на самом деле направленные на разрушение, добитие остатков историко-градостроительной среды, защищенной законом". По мнению о. Александра, обществу "следует понять, что каждый раз нарушение закона есть шаг в пропасть. Если это строительство будет допущено, это будет означать, что историческое наследие и впредь будет беспощадно уничтожаться ради денег. А вместе с тем будет уничтожаться и историческая память".
Как считают в Архнадзоре, тревожной также является разработка и обсуждение градрегламента исторического центра Москвы в границах Бульварного кольца. "Это неизбежно приведет к утратам и искажениям ценных исторических зданий, панорам улиц и площадей", — сказано в пресс-релизе. В числе самых проблемных адресов этого списка отмечаются дом князя Волконского на улице Воздвиженка, где разрешили сделать надстройку, а также Соловьиный дом на Никитском бульваре, где регламент в соответствии с ранее выданными разрешениями городских властей предусматривает строительство шестиэтажного здания коммерческого назначения на месте снесенного четырехэтажного. Кроме того, "Архнадзор" беспокоят кварталы Московской консерватории на Большой Никитской улице и в Среднем Кисловском переулке.
"2012г. подтвердил, что никакой, даже самый высокий статус охраны, не является гарантией сохранности памятника. В этом году Россия начала активную деятельность на объектах Всемирного наследия ЮНЕСКО и в их буферных зонах: возводятся служебные постройки у Кутафьей башни Кремля, идет реконструкция 14-го корпуса и строительство хозблока в Тайницком саду, вырублен Александровский сад, планируется строительство четырехэтажной гостиницы рядом с Новодевичьим монастырем", — говорится в пресс-релизе Архнадзора.
Разделяет печаль организации и старший научный сотрудник Российского института культурологии Иван Гринько, говоря о том, что Москва была сильно застроена за последние десятилетия, и говорить о наслаждении архитектурными ансамблями уже не приходится.
В практическом плане это означает, что, несмотря на заявления властей города о том, что точечной застройки в историческом центре не планируется, такая работа, тем не менее, проводится. Означает ли это, что центр все ж таки не застрахован от глобальных изменений, которые уже сделали его неузнаваемым для многих коренных москвичей? Вопрос остается открытым.
Бурлят окраины
Как выясняется, проблемы с точечной застройкой касаются не только жителей Центрального административного округа столицы, но и ее окраин. Например, 9 февраля 2013г. более 200 человек вышли на акцию протеста против строительства дома на улице 800-летия Москвы. Жители района Восточное Дегунино уже более года активно пытаются противостоять незаконному, по их мнению, строительству жилого дома по адресу ул. 800-летия Москвы, д. 28-А. Акция была согласована с властями и прошла без происшествий. К сожалению собравшихся, никто из представителей местной управы и префектуры встретиться с жителями не решился.
Жители района Выхино-Жулебино в апреле 2012г. выступили против точечной застройки на Рязанском проспекте, 95-97. С демонстрантами, которых было около 50 человек встретился Василий Овчинников, глава управы Выхино-Жулебино. Москвичи потребовали опротестовать публичные слушания по строительству высотного жилого дома, прошедшие еще в 2009г. После руководство префектуры сообщило, что будет подготовлен соответствующий правовой акт для создания специальной комиссии по решению конфликтного вопроса.
17 июля 2012г. на территории жилого комплекса "Золотые ключи -2" ЗАО Москвы прошла акция протеста против точечной застройки на углу улиц Мосфильмовская и Минская многофункционального 32-этажного комплекса на территории 0,46 г у узкой транспортной развязки на Мосфильмовской эстакаде.
В свою очередь жители Калошина в октябре 2012г. протестовали против точечной застройки в зеленой зоне. Особое возмущение у них вызвал тот факт, что по документам строители якобы согласовали свои планы с жильцами. К тому же многократные обещания чиновников, что квартиры в новостройках достанутся обладателям местных "хрущёвок", на деле оказались далеки от правды. В отчаянии люди вышли на стихийный митинг.
В заключении
Суммируя вышесказанное, вырисовывается привычная картина – бизнес по принципу "как хочу – так и ворочу". При этом компаниям, как правило, ничего не мешает выстроить нормальный цивилизованный диалог с жителями окрестных домов и прийти к компромиссу.
И вот тут приходится констатировать несколько грустных моментов. Заявленная с самых высоких трибун борьба с коррупцией в России, конечно, идет – у всех на слуху громкие дела, связанные с Минобороны, расследования в депутатском корпусе и т.д. Но вот на обычном, в буквальном смысле слова, "земном" уровне городские обыватели этой борьбы не видят.
То, что коррупция в жилищном строительстве высока – ни для кого не секрет. Сергей Миронов, будучи председателем Совета Федерации, заявлял, что до 40% стоимости новой квартиры в Москве и Санкт-Петербурге составляют расходы строителей на взятки чиновникам.
Кроме прямого вреда коррупция имеет и еще один негативный эффект длительного воздействия. Она катастрофически снижает уровень доверия к существующей власти. Власть может делать сколько угодно добрых дел – но достаточно нескольких подобных ситуаций, чтобы люди, в лучшем случае впали в апатию и разочарованно махнули рукой на власть, а в худшем – заняли сторону несистемной оппозиции. Вдвойне обидно, что подобное происходит в Москве – москвичи за прошедшие пару лет успели привыкнуть к мысли, что буйства "точечной" застройки прежних лет прекратились и поверили мэру, что от этого кошмара их избавили. Получается, что все возвращается на круги своя.
Но самая главная опасность кроется в прецеденте. Формально, в России нет прецедентного права – но как показывает практика, хватает одного случая, чтобы все ринулись повторять. Если в центре Москвы строительная компания ничтоже сумняшеся возводит дом с нарушением норм – вплотную к другому дому, то что другим застройщикам мешает подхватить этот "почин"? И не только в Москве – а по всей России (а в нашей стране, как известно, на Москву смотрят пристально и стараются уловить тенденции, как хорошие, так, к сожалению и дурные)?
Результатом явится возвращение "точечной" застройки – в масштабах трудно представимых. А следствием такого массового втискивания домов явится массовое же недовольство граждан существующей властью – в масштабах страны.
В теории Россия является социальным государством – об этом неоднократно говорили и предыдущий президент, и нынешний. Более того, опять же неоднократно подчеркивалось, что экономический подход к любым вопросам в России не может рассматриваться отдельно от вопросов социального характера. Реально в стране это социальное государство только строится – и до завершения этой стройки, откровенно говоря, еще далеко. Стоит ли еще больше отдалять это светлое будущее?