ОПЕК верит в рост спроса на нефть в 2015 году
ОПЕК пересмотрела прогноз спроса на нефть в 2015 году — теперь картель ожидает, что суточное потребление в мире вырастет к 2016 году на 1,46 млн барр., что на 84 тыс. барр. больше прежнего прогноза. Общее потребление составит таким образом 92,79 млн барр. в день. Улучшение прогноза эксперты ОПЕК связывают с более высокими, чем ожидалось, экономическими показателями в Европе и США по итогам первого полугодия. В 2016 году спрос вырастет на 1,29 млн барр. в сутки (до 94,08 млн барр.), следует из материалов ОПЕК.
Даже с учетом повышения прогноза по потреблению нефти в мире разрыв между спросом и предложением на рынке пока сохраняется. В августе фактическое производство нефти, по предварительным оценкам ОПЕК, составило 94,62 млн барр. в день.
Кто снизит добычу
От дисбаланса спроса и предложения и низких цен пострадают в первую очередь страны, не входящие в ОПЕК, предсказывает Международное энергетическое агентство (МЭА). В сентябрьском отчете организация прогнозирует, что в следующем году страны, не имеющие отношения к картелю, снизят добычу почти на 0,5 млн барр. в день. И это будет рекордный спад с 1992 года. Снижение добычи коснется прежде всего США, России и месторождений северных морей, считают эксперты МЭА. ОПЕК в 2016 году предсказывает странам, не входящим в ОПЕК, рост добычи, близкий к статистической погрешности (на 0,16 млн барр. в сутки). Прогноз по росту добычи в этих странах на 2015 год также снижен (с 0,95 млн до 0,88 млн барр. в день).
В России эксперты ОПЕК в 2015 году ожидают рост производства нефти на 40 тыс. барр. в день (до 10,72 млн барр./сутки). Для сравнения: крупнейший производитель ОПЕК Саудовская Аравия в августе добыла 10,265 млн барр.
Игра в долгую
Несмотря на продолжающееся падение цен, лидеры ОПЕК по-прежнему не собираются снижать добычу. «Будет лучше, если рынок сам себя скорректирует», — сообщил Reuters со ссылкой на делегата одной из стран Персидского залива в ОПЕК, пожелавшего сохранить анонимность. По мнению собеседника агентства, до конца года цены будут держаться в районе $40–50/барр., возможно, достигнут $60. Текущие цены (не выше $50/барр.) выгодны для стратегии ОПЕК, направленной на то, чтобы «пересидеть» конкурирующих мировых производителей, прежде всего американских.
Отказываясь от снижения квот на добычу в 2014 году, участники картеля понимали, что эта стратегия потребует терпения. «Это всегда игра в долгую — она измеряется годами, а не месяцами», — говорит руководитель исследований нефтяных рынков Societe Generale Майк Уиттнер.
У лидеров ОПЕК большой запас прочности. Затраты на добычу барреля нефти у лидеров ОПЕК, Саудовской Аравии, Ирака и Ирана не превышают $5–6 — по крайней мере так заявляют официальные представители этих стран. На их долю приходится около 55% нефти, добытой картелем в июле. Впрочем, для бездефицитного бюджета большинству стран картеля нужна нефть дороже $90 за баррель, подсчитали в мае эксперты МВФ.
Хуже всех в ОПЕК придется странам так называемой хрупкой пятерки, к которой относятся Алжир, Ливия, Ирак, Нигерия и Венесуэла. Алжиру для бездефицитного бюджета нужна нефть по $111/барр., и, в отличие от Саудовской Аравии, у этой страны нет подушки безопасности в размере около $600 млрд. Резервы Алжира на конец первого квартала 2015 года (последние официальные данные) составили $160 млрд — на 18% ниже, чем годом ранее, и это — до второй волны падения цен на нефть, которая началась летом 2014 года. В середине августа алжирский министр нефти Салах Кхебри написал письмо в секретариат ОПЕК с просьбой предпринять какие-либо действия, чтобы остановить падение цен.
Озабоченность Алжира разделяет и Венесуэла, представители которой, по данным The Wall Street Journal, в августе этого года встречались с некоторыми членами ОПЕК, пытаясь добиться проведения внепланового саммита картеля с участием России, чтобы повлиять на рыночную ситуацию. Венесуэле для сбалансированного бюджета в 2015 году нужна нефть дороже $117,5 за баррель. Хотя себестоимость добычи нефти в стране не превышает $12, говорил в конце прошлого года президент Венесуэлы Николас Мадуро.
Российские компании, как и страны ОПЕК, не будут искусственно снижать добычу для поддержания цен, заверил на недавней конференции во Владивостоке министр энергетики Александр Новак. Глава «Роснефти» Игорь Сечин в очередной раз напомнил, что себестоимость добычи его компании — одна из самых низких в мире (около $4 за баррель), поэтому она «готова к любым разворотам на рынке». Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов в понедельник сделал прогноз, что в ближайшие годы цена на нефть будет плавно расти и в конечном счете выйдет на уровень $65–90 за баррель.