Страны БРИКС: Китай - производитель, потребитель и просто сверхгигант
На последнем саммите международной организации в Дели доселе политкорректные призывы начали звучать как требование считаться с развивающимися странами и учитывать их интересы при построении международной финансовой системы и развитии макроэкономики в целом.
От слов главы развивающихся рынков перешли к действиям. Новой идеей-фикс стало создание Банка Развития, построенного по модели Всемирного банка и призванного мобилизовать ресурсы для проектов в области инфраструктуры и устойчивого роста развивающихся экономик.
На том же саммите главы входящих в организацию государств призывали как можно скорее завершить реформу Международного валютного фонда, выражая при этом недовольство относительно действующих квот и структуры распределения голосов в МВФ, в которой решающая роль по-прежнему отводится США, Европе и Японии. Нажимая на самое больное место Европы – долговой кризис – главы БРИКС заявили, что готовы внести свою лепту и в дело обеспечения мировой финансовой безопасности. Однако больше не будут плясать под дудку мировых гигантов, а деньги выделят только в том случае, если получат в МВФ больше голосов и, соответственно, расширенное влияние в принятии ключевых решений.
Развитые VS развивающиеся
Что и говорить, развивающиеся рынки не просто требуют к себе внимания, они почувствовали силу и определили свое место в глобальной экономике, осознав, насколько серьезно способствуют стабилизации финансовых процессов в странах развитых. По сути, Индия и Китай поняли, как сильно от них зависят в США и Европе.
Подтверждается этот факт тем, что Поднебесная является крупнейшим в мире иностранным держателем американских долгов. И пусть доля эта постепенно снижается, однако по состоянию на конец января 2012г. объем американской задолженности составлял 1,13 трлн долл., и быстро такой денежный мешок не сдуть. Справедливости ради стоит указать, что все же Китай и США взаимозависимы: не будь у Поднебесной такого востребованного потребителя в виде штатов, китайский экспорт серьезно бы пострадал.
Кровь экономики
Развитые и развивающиеся страны отличаются друг от друга не только уровнем жизни, но и полярными взглядами на экономическую стратегию. Самым ярким примером, иллюстрирующим разницу в "экономическом мировоззрении", являются абсолютно разные подходы к монетарной политике Запада и, условно назовем, Востока, хотя, конечно, географически и Юга, и Юго-Запада. В Китае, например, против инфляции и высоких цен борются довольно жесткими мерами фискального регулирования, все больше и больше повышая резервные требования к коммерческим банкам, сокращая таким образом ликвидность.
Между тем ФРС США использует противоположную стратегию борьбы с экономическими недугами, делая ставку на масштабные программы количественного смягчения, вливая в американскую финансовую систему все больше и больше валюты.
Естественно, что представители столь полярных систем являются яростными антагонистами. Так, например, глава ФРС США Бен Бернанке утверждает, что проводимая Китаем валютная политика препятствует тому, "что могло бы нормализовать подъем глобальной экономики", обвиняя Поднебесную в искусственном занижении курса национальной валюты. Китайская сторона в свою очередь советует Штатам не лезть в ее экономическую политику, а последить за собой, указывая на то, что США наводнили мир долларами, не имеющими под собой никакой финансовой опоры (например, золота), что еще сильнее усугубляет долговые проблемы в мировых масштабах.
Кадры решают все
Еще одним крайне важным фактором в развитии экономики, пусть даже косвенным, является средний возраст жителей развитых и развивающихся государств. В США средний возраст составляет 37 лет, во Франции – порядка 40 лет, в Германии – и того больше - 50 лет, все эти нации можно назвать "стареющими" или даже вымирающими, так как коэффициент трудоспособного населения там с каждым годом становится все ниже и ниже на протяжении нескольких десятилетий.
Несколько иначе обстоят дела в развивающихся странах. Так, например, в ЮАР средний возраст равен 25 годам, в Индии - 26, в Бразилии – 29, в Таиланде – 34. Из общей картины развивающихся стран выбивается Поднебесная, где средний возраст достиг 35 лет, но там динамику портит государственная социальная политика, связанная с ликвидацией последствий демографического бума: постулаты политики "одного ребенка" направлены на строгое регулирование численности чересчур разросшегося населения.
Однако и на этом проекте предприимчивые китайцы умудряются заработать: мало кто в Поднебесной обладает финансовой возможностью завести больше одного ребенка, ведь на второго и последующих приходится приобретать так называемые лицензии, которые стоят немалых денег. Если же ребенок рождается без соответствующего разрешения, он становится человеком "вне закона": без документов и реального шанса получить образование, медицинское обслуживание и прочие формальные, но необходимые в жизни вещи. Возвращаясь к теме и анализируя возраст среднего работника, можно сделать вывод, что при прочих равных, пик экономического подъема у большинства развивающихся государств впереди, в том числе и за счет увеличения объема рабочей силы.
Новое "экономическое чудо"
Однако не все так радужно, как кажется на первый взгляд. У развивающихся экономик, естественно, тоже есть свои болевые точки. В частности, высокие темпы роста инфляции и бесконечный поиск панацеи от этого экономического недуга. В то же время развитые страны больше всего страдают от замедления темпов роста экономики.
Если же говорить о явных экономических преимуществах, то и здесь Китай выделяется среди других развивающихся государств. И немудрено – Поднебесной повезло с разнообразными природными ресурсами, богатой технической базой и, конечно же, огромным человеческим потенциалом. В числе косвенных факторов можно упомянуть еще и пресловутую китайскую ментальность: это феноменально работящая и предприимчивая нация.
Говоря о главных особенностях китайской экономики, стоит отметить серьезную зависимость от внешних рынков: КНР является крупнейшим в мире экспортером, и эта статья доходов дает большую часть от всего объема ВВП и доходов государства в целом. При этом главными партнерами-потребителями продукции Китая являются как раз развитые страны: Япония, США, Европа. Стоит отметить также, что если когда-то львиную долю всего китайского экспорта составляли текстиль, обувь, игрушки, продовольствие – то есть продукция легкой промышленности, то сейчас Китай постепенно выходит в лидеры и по экспорту электроники, инженерных разработок, техники и прочих сложных в производстве продуктов.
Справедливости ради надо сказать, что последнее время в КНР существенно подрастает показатель импорта, динамика которого даже выше чем у экспорта. Негатив данного фактора доказывается вполне реальными цифрами: в феврале 2012г. в стране было зафиксировано отрицательное сальдо торгового баланса в размере 31,5 млрд долл. Таким образом, Китай становится значимым рынком сбыта импортных товаров.
Потенциальный энергетический и сырьевой гигант
Касаясь ключевых отраслей экономики Китая, в первую очередь стоит выделить энергетику. В Китае сосредоточены внушительные запасы энергоресурсов, в частности нефти и газа. Однако в настоящее время большая часть нефти в страну импортируется из других государств. Причина в том, что освоение собственных месторождений и добычу сырья своими силами китайцы посчитали гораздо более затратными, чем закупки ресурсов у других стран. Таким образом, львиная доля природных богатств КНР остается нетронутой. В свою очередь увеличивающиеся темпы роста экономики Поднебесной стимулируют повышение энергозатрат. Между тем аналитики считают, что доля экспорта в будущем только увеличится: со вступлением в ВТО и постепенным устранением барьеров и пошлин, себестоимость собственного сырья станет еще выше.
Те же проблемы преследуют и добычу газа: территория Поднебесной геологически не изучена, а освоение залежей является делом далекой перспективы. Таким образом, обладая внушительными природными ресурсами, но не имея в настоящее время технической и финансовой возможности их изучать, Китай является потенциальным ресурсным гигантом, который в свое время может стать нефтеносной державой номер один.
Между тем основным энергоносителем промышленного сектора КНР является уголь, используется он и в бытовом отоплении. Поднебесная обладает огромными запасами данного ресурса, однако и здесь есть свои сложности. Так, залежи сырья рассредоточены по всей стране, в то время как основное число крупнейших промышленных предприятий, для функционирования которых уголь необходим, расположены на востоке и юго-востоке Китая. Таким образом, транспортные издержки существенно удорожают себестоимость твердого топлива и усложняют его использование в индустриальном секторе ввиду сложной логистики и загруженности железных дорог.
Кроме того, монополизация крупнейшими компаниями процессов добычи и переработки подняли цены на китайское энергосырье до такой степени, что гораздо выгоднее стало импортировать уголь даже более высокого качества из других стран, в частности из Австралии. Усугубляется все это еще и многочисленными происшествиями, которые случаются в угольных шахтах чуть ли не каждый день. Причина – опять же отсутствие технической возможности разведывать и добывать сырье современными методами, а также ветхое оборудование. В связи с этим напрашивается все тот же вывод: обладая богатейшими природными запасами, Китаю не хватает технологий, чтобы их разрабатывать.
Однако перспективы все же есть: сейчас руководство страны проводит политику привлечения именно интеллектуальных ресурсов, что при удачной реализации задуманных планов очень скоро может позволить стране выйти в лидеры и по добыче, и по переработке собственного сырья.
Еще одной динамично развивающейся отраслью экономики Китая постепенно становится ядерная энергетика. Власти Поднебесной рисуют вполне конкретные перспективы ее развития на ближайшие десятилетия: если сейчас атомная энергия составляет лишь 1% от всей энергетической отрасли страны, то к 2020г. этот показатель планируется повысить до 6%. Для этого в КНР строятся современные реакторы, которые будут способны восполнить потребность в энергоресурсах при более чем десятикратном увеличении ядерного потенциала. Кстати, в этой сфере Китай планировал перенять и российский опыт: соответствующие планы озвучивались еще в 2006г. во время официального визита в КНР президента РФ Владимира Путина.
Говоря о монополии КНР на международном рынке, нельзя не упомянуть и тот факт, что страна является крупнейшим в мире производителем редкоземельных металлов, которые необходимы в производстве высокотехнологичной продукции, преимущественно электроники, а также широко используются в оборонной промышленности. Стоит отметить, что на данный момент только в Поднебесной добывают 97% данных ресурсов, при этом последнее время страна сокращает добычу редкоземельных металлов, так как это пагубно отражается на экологической ситуации. Соответственно, существенно снижается экспорт, а для некоторых государств и вовсе вводится эмбарго. Стоит ли говорить, что все эти факторы взвинтили цены на сырье до небывалых высот, при этом спрос на данную группу металлов только увеличивается.
Нельзя не сказать и о постоянно развивающемся сельском хозяйстве. По развитию растениеводства Китай занимает одно из лидирующих мест в мире, поскольку на обширной и климатически удачной для этого территории выращиваются практически все наиболее значимые на современном рынке культуры: рис, кукуруза и пшеница.
Фондовый рынок КНР - золотая шкатулка без ключа
Что касается фондового рынка, то тут есть некоторые проблемы: в настоящее время торговать акциями на китайском рынке могут лишь резиденты. Между тем китайские площадки представляют интерес для трейдеров по всему миру, которые осознают, какие потенциальные возможности заложены в финансовом секторе Поднебесной. Однако и здесь можно наблюдать позитивные сдвиги в виде многочисленных прецедентов размещения акций крупнейших международных компаний на фондовом рынке Китая, а также увеличении числа эмитентов среди отечественных корпораций КНР.
На сегодняшний день экономическими гигантами в масштабах мира становится все большее число китайских компаний. Так, капитализация самого влиятельного в Поднебесной энергетического концерна Petrochina Co Ltd. достигла 367 млрд долл., самого крупного коммерческого банка - Industrial and Commercial Bank of China (ICBC) – 257 млрд долл. Инвестировать в эти компании именно на китайском фондовом рынке (ввиду таких преимуществ, как ограниченное внутридневное изменение стоимости акции и др.) мечтают трейдеры по всему миру.
Еще одной особенностью развития китайской экономики ранее считалась ее абсолютная закрытость от внешнего мира. Однако в последнее время эта тенденция отчасти сходит на нет: КНР открывается в первую очередь для новых современных технологий, которые могли бы обновить технические отрасли и усовершенствовать инженерную базу для развития тех секторов экономики, в которых Поднебесная сильна.
Кроме того, открывается Китай и для международных инвестиций. В настоящее время сотрудничать с КНР стало не только модной тенденцией, но и вполне выгодным бизнесом: ведь, как мы уже говорили, теперь оттуда везут не только дешевый текстиль и контрафактные кроссовки, но и инженерное оборудование - станки, машины, автомобили, электронику.
Infiniti с китайской пропиской
Еще одна новая позитивная для Китая тенденция – это размещение производств крупнейших мировых компаний на китайском рынке ввиду дешевизны организации предприятия и невысоких финансовых издержек. Достаточно вспомнить о том, что сейчас практически все автомобильные бренды производят часть своей продукции в КНР.
Причем крупнейшие мировые корпорации работают как в совместных предприятиях с китайскими компаниями, так и отдельно, реализуя весь цикл производства авто. Только в апреле 2012г. о своих планах по организации сборочных производств в Поднебесной сообщили французская Renault, японская Infiniti, американский Ford и британский Land Rover, расширяться планирует также немецкий концерн Volkswagen, ранее прочно обосновавшийся на китайском рынке. Между тем в Китае уже разместили свои производства Mercedes-Benz, Audi, BMW, а также некоторые другие автомобильные бренды.
Любопытно, что китайские власти стараются извлечь максимальную выгоду из автомобильной отрасли. Поскольку далеко не все богатые китайцы согласны ездить на BMW отечественного, китайского, производства, чиновники не протестуют против ввоза "немцев с родословной", то есть автомобилей, произведенных непосредственно в Германии. Только стоимость их на местном рынке в полтора раза превышает стоимость "китайских" аналогов.
Вместо послесловия
Несомненно, на данный момент в китайской экономике существует огромное количество проблем. Одной из самых значимых традиционно считается перегретый рынок недвижимости, ситуация с которым усугубилась из-за бума кредитования, наблюдавшегося последние несколько лет. Хотя, надо сказать, власти страны уже взяли под жесткий контроль рынок недвижимости и обеспечение жильем нуждающегося населения. Так, в некоторых наиболее населенных городах, например в китайских Пекине и Шанхае, введен запрет на приобретение второй единицы недвижимости.
В других промышленных центрах запрета нет, однако существенно поднялись налоги и взносы при покупке недвижимости. Кроме того, в Поднебесной действует программа по вводу в эксплуатацию доступного жилья для малообеспеченных жителей страны. Данные программы уже приносят свои первые плоды: например, в марте 2012г. стоимость жилья снизилась в 38 из 70 крупнейших городов КНР, что в масштабах китайской экономики можно считать серьезным шагом вперед.
Раз уж китайцам удается обеспечивать жильем население почти в полтора миллиарда человек, то экономические преобразования не заставят себя долго ждать. Ну а в масштабах Китая эти изменения станут самым настоящим скачком в будущее.
Александра Старостина, РБК