ОПЕК оценила влияние «омикрона» на рынок нефти
Новый штамм коронавируса SARS-CoV-2 «омикрон» не окажет существенного влияния на рынки нефти в ближайшей перспективе, говорится в ежемесячном обзоре экспертов Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), который 13 декабря был опубликован на ее сайте. По мнению аналитиков, воздействие «омикрона» на мировое потребление нефти будет «мягким и кратковременным».
Спрос на нефть в четвертом квартале 2021 года был скорректирован немного ниже — главным образом с учетом мер по сдерживанию COVID-19 в Европе и потенциального воздействия нового варианта COVID-19 «омикрон». Прогноз на 2022 год также остается неизменным — на уровне 4,2 млн барр. в сутки. Действительно, некоторое восстановление, ранее ожидавшееся в четвертом квартале 2021 года, теперь перенесено на первый квартал 2022-го, за которым следует более устойчивое восстановление в течение второго квартала 2022 года, говорится в отчете.
«Ожидается, что воздействие нового варианта «омикрон» будет мягким и кратковременным, поскольку мир становится более приспособленным для принятия решений по COVID-19 и связанным с ним проблемам», — отметили эксперты ОПЕК.
Они также считают, что мировой спрос на бензин продолжит рост и превзойдет допандемийный уровень. «Ожидается, что легкие дистилляты и дизельное топливо получат поддержку за счет недавнего увеличения мощностей и здорового спроса со стороны конечных пользователей, увеличения расходов на инфраструктуру и улучшения общей производственной деятельности», — отметили аналитики.
2 декабря министры стран ОПЕК+ согласовали рост добычи нефти на 400 тыс. барр. в сутки в январе. Такое решение было предложено на предыдущем заседании ОПЕК+ в июле 2021 года. Оно было принято, несмотря на падение цен на нефть сорта Brent до $67,3 на фоне новостей о возможности снижения спроса на энергоносители из-за нового штамма коронавируса «омикрон». 26 ноября — после первых новостей о более заразном, чем «дельта», африканском штамме «омикрон» — цены на нефть марки Brent упали на 12%, с $82 до $72 за баррель, но позже частично отыграли падение.
В ОПЕК+ тогда заявили, что пока еще сложно оценить влияние «омикрона» на нефтяной рынок, однако потенциально он может вызвать сокращение спроса на энергоносители в случае усиления ограничительных мер.
Эксперты Bank of America в октябре сообщили, что энергетический кризис может спровоцировать рост цен на нефть до уровня более $100 за баррель и привести к мировому экономическому кризису. До такой отметки цены на нефть не поднимались с 2014 года. При этом стоимость газа выросла почти вдвое и дошла до уровня, эквивалентного цене барреля нефти $190, отметило тогда агентство Bloomberg.
На фоне такого роста всплеск спроса на дизельное топливо может подтолкнуть и цены на нефть, предупредили в Bank of America. По его прогнозу, в условиях, когда денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика доведена до предела, а затраты на энергоносители продолжают расти, более высокие цены на нефть могут привести к макрокризису. Аналитики допустили, что цены могут взлететь этой зимой выше $120 за баррель.
К росту цен на нефть могут привести три фактора, прогнозируют эксперты. Это переход с газа на нефть из-за высоких цен на газ, скачок потребления нефти из-за холодной зимы и повышение спроса на авиаперевозки, которое ожидается после того, как США откроют свои границы (ослабление ограничений было запланировано на ноябрь).