Правительство предложило расширить применение «золотых акций»
Правительство внесло в Госдуму законопроект, который позволяет расширить применение механизма «золотой акции» при сокращении доли госучастия в крупных компаниях. В документе предлагается внести изменения в закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».
«Золотая акция» дает государству специальные права в управлении компаниями вне зависимости от его доли в этих компаниях. В частности, на собраниях акционеров государство получает право вето на изменения в устав акционерного общества, его реорганизацию, изменение уставного капитала, а также на проведение крупных сделок. Сейчас решение о получении государством «золотой акции» может быть принято при приватизации имущества унитарных предприятий или исключении акционерного общества из перечня стратегических.
Внесенный правительством законопроект предлагает регулировать применение механизма «золотой акции» решениями правительства и к компаниям, которые не включены в список стратегических, но которые имеют «стратегически важное значение для соблюдения национальных интересов, обеспечения национальной безопасности и поддержания устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу». Решение о применении «золотой акции» правительство сможет принять в случае, если в результате приватизационной сделки доля государства стала ниже 25% обыкновенных акций.
На начало 2021 года в России насчитывалось 67 компаний, в которых федеральное правительство располагало «золотой акцией», владея долей менее 25% акций, следует из материалов Росстата. Это 18% от всех компаний, в которых федеральные власти владели долей ниже блокирующей.
В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что изменение механизма расширит возможности для принятия решений о «золотой акции», в частности, в аэропорту Внуково, «Ростелекоме», Россельхозбанке, «Российских ипподромах», «Росспиртпроме» и Махачкалинском морском торговом порту.
«Решения об отчуждении акций и использовании «золотой акции» будут приниматься правительством с учетом конъюнктуры рынка, а также необходимости привлечения инвестиций в компании», — прокомментировали РБК позднее в пресс-службе Минфина.
Механизм «золотой акции» до этого критиковался в предпринимательской среде. Например, в марте 2016 года глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин на встрече с Алексеем Улюкаевым, занимавшим тогда пост главы Минэкономразвития, говорил, что из законодательства следует исключить само понятие «золотой акции». Шохин указывал на то, что если государство хочет управлять предприятием или влиять на принятие решений, то для этого есть контрольный и блокирующий пакеты, а продавать госимущество и одновременно управлять им невозможно. В то же время глава и совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев в интервью РБК в апреле указывал, что отсутствие механизма передачи «золотой акции» государству в компаниях не из перечня стратегических создало проблему с реализацией опциона на выкуп госпакета во Внуково (сейчас государственная доля там составляет 25,1%).
В 2019 году Минэкономразвития уже готовило законопроект, расширявший возможности применения «золотой акции» за пределы компаний из списка стратегических. Однако тогда идея не встретила понимания у Минфина. «Странная вещь «золотая акция». Мне концепция «золотой акции» не очень нравится. Она существует у нас в целом ряде компаний, и мы ее периодически отменяем», — говорил тогда замглавы Минфина Алексей Моисеев. В 2020 году вопросы использования «золотых акций» были переданы от Минэкономразвития Минфину. А летом 2021-го Минфин сам внес в правительство законопроект, расширяющий применение «золотых акций».
«Возможно, получение полномочий, связанных с частичным сохранением государственного контроля [при снижении доли ниже блокирующей], позволит ускорить принятие решений в отношении приватизации отдельных активов», — сообщили РБК в пресс-службе Счетной палаты. При этом использование «золотой акции» в качестве инструмента корпоративного управления Счетная палата отдельно не исследовала, «что не позволяет делать однозначные выводы, в том числе и о его влиянии на процессы приватизации».