Shell не увидела серьезного ущерба для российской энергетики от санкций
«Технологические санкции, я бы сказал, не имеют большого влияния на развитие российской экономики», — заявил Лазар на проходящей в Берлине конференции «Европа и Евразия: на пути к новой модели энергобезопасности» (цитата по Интерфаксу).
Топ-менеджер подчеркнул, что Shell продолжает развивать свои проекты в России. «Мы не накладываем сами на себя никаких санкций, в тех направлениях, в которых можем развиваться, мы так и делаем», — пояснил Лазар (цитата по ТАСС). Он также пояснил, что с помощью Shell «Газпром» сможет «более уверенно себя чувствовать в отношении технологий сжиженного природного газа».
Введенные США и ЕС санкции ограничили доступ российских нефтегазовых компаний к технологиям и продукции, необходимой для освоения месторождений нефти на глубоководных участках и арктическом шельфе.
В марте 2015 года стало известно, что Минэнерго и Минпромторг разработали план приоритетного импортозамещения техники и технологий в нефтегазовой отрасли. Согласно плану, до 2016 года планируется заместить российскими зарубежные технологии гидроразрыва пласта, к 2018-му — технологии по разработке трудноизвлекаемых запасов, после 2020 года — шельфовые платформы и технику для освоения морских месторождений.
По словам министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова, ведомство уже получило заявку на господдержку 200 проектов от 250 предприятий. «Всего в программе импортозамещения будут участвовать 300 российских компаний, которые мы будем софинансировать по приоритетным проектам из Фонда развития промышленности, будем снижать НДС, финансировать НИОКР. Но с условием вывода товара на рынок», — заявил Мантуров.
Ранее эксперты международного рейтингового агентства Fitch заявили, что введенные США и странами ЕС санкции представляют для российской нефтегазовой отрасли большую опасность, нежели низкие цены на нефть. Проведенные Fitch стресс-тесты показывают, что российские компании могут выдержать цены на нефть на уровне $55/барр. в течение нескольких лет. Однако дефицит внешнего финансирования может привести к снижению объема инвестиций, необходимых для поддержания нефтедобычи.
По подсчетам экспертов ОПЕК, в 2015 году среднедневная добыча нефти в России, в том числе под влиянием санкций, снизится примерно до 10,51 млн барр. в день против 10,58 млн барр. в 2014 году.