Друзья на миллиард: как Россия зарабатывает лояльность союзников
Киргизия рассчитывает до конца года присоединиться к Таможенному союзу и Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) России, Белоруссии и Казахстана. Вчера президенты России и Киргизии Владимир Путин и Алмазбек Атамбаев обсуждали «дорожную карту» присоединения. Как сообщил после встречи глава российского МИД Сергей Лавров, вклад России в экономику Киргизии для гармонизации с экономикой Таможенного союза составит около $500 млн.
В мае Россия и Киргизия в Астане подписали соглашение о развитии сотрудничества, оно предусматривало создание киргизско-российского фонда развития с капиталом в размере $1 млрд. $500 млн — это участие России в этом проекте, рассказал РБК человек, знакомый с сутью договоренностей, эти средства пойдут на участие в совместных проектах.
По словам чиновника, эта сумма неокончательная. В мае министр экономики Киргизии Темир Сариев говорил, что Россия согласилась выделить $200 млн для мероприятий дорожной карты по присоединению Киргизии к Таможенному Союзу. Через финансовые инструменты ЕврАзЭС в Киргизии будут профинансированы поставки продовольствия на $20 млн и проект реконструкции участка дороги Бишкек-Ош на $60 млн.
Дружба с Бишкеком уже обошлась России в крупную сумму. В 2009 году Россия выделила Киргизии кредит для строительства Камбаратинской ГЭС-1 мощностью 1,6-1,9 МВт на $1,7 млрд. Тогда же Киргизия получила госкредит на $300 млн и безвозмездный грант на $150 млн. Новое правительство страны, пришедшее к власти в 2010 году, обвинило прежний режим в нецелевом использовании кредита. А уже осенью 2012 года было принято решение о списании части госдолга Киргизии.
«Экономика Киргизии в глубоком кризисе. В ближайшее время ожидать экономической пользы для других стран-участниц от ее вступления в Таможенный союз не приходится, польза скорее геополитическая — чем более обширная группировка, тем больший у нее вес. Так как режимы там часто меняются, надолго загадывать ничего нельзя, но текущий режим будет вполне лоялен России», — считает профессор Высшей школы экономки Алексей Портанский.
В последнее время российское правительство неохотно пользуется прямым мегосударственным кредитованием для поддержки интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Для этих целей используются механизмы Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ), где Россия является крупнейшим акционером (ее первоначальный взнос составил $7,5 млрд при общем объеме фонда в $8,5 млрд), и кредиты российских банков.
Такой финансовой поддержкой воспользовалась Белоруссия после кризиса 2011 года. По соглашению с ЕврАзЭС с 2011 года Белоруссия должна была получить $3 млрд до 2013 года. В декабре 2013 года было отложено на полгода рассмотрение вопроса о выделении Белоруссии шестого транша кредита, но в июне этого года банк ВТБ сообщил о заключении кредитного договора о предоставлении республике кредита на $2 млрд.
Первый кредит АКФ на сумму $70 млн был предоставлен Таджикистану в 2010 году. В июле этого года АКФ согласилась кредитовать Армению для финансирования проекта «Строительство автодорожного коридора «Север-Юг» на $150 млн. Киргизия также обращалась за помощью АКФ — в размере $400 млн, но в марте 2014 года отозвала свою заявку.
У Москвы есть и другие каналы поддержки дружественных экономик. В соответствии с бюджетными проектировками, российский бюджет недополучит 55,5 млрд рублей в 2015 году и 57 и 58,3 млрд в 2016 и 2017 годах соответственно в связи с изменением распределения вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты между Россией и Белоруссией. По соглашению от 2010 года республика перечисляла России весь объем пошлин при их экспорте за пределы Таможенного союза (около $6 млрд), на переговорах о создании Евразийского союза Минск настаивал на отмене этих перечислений. В итоге пришли к варианту с частичным перечислением пошлин.
Яна Милюкова, Петр Нетреба, Юлия Забавина