В Киеве заявили о трех нарушениях при продаже Сбербанка правительству
Национальный банк Украины (НБУ) пригрозил принять меры в отношении «дочки» Сбербанка на фоне покупки российским правительством у Банка России контрольного пакета акций Сбербанка. Украинский регулятор заявил о трех нарушениях со стороны нового конечного владельца банка — российского правительства:
- Правительство России не сообщило в Национальный банк Украины за три месяца до приобретения существенного участия в «дочке» Сбербанка на Украине — АО «Сбербанк» — о таком намерении;
- не согласовало с Национальным банком приобретение существенного участия в дочернем банке;
- не подало в Национальный банк копию договора, на основании которого состоялся переход права собственности на акции.
В этой связи НБУ направил запросы Министерству финансов России и Сбербанк с требованием предоставить объяснения и соответствующие документы, а также сообщил им о правовых последствиях нарушения украинского законодательства.
«Национальный банк даст правовую оценку и рассмотрит вопрос о применении мер воздействия в определенном законом порядке», — говорится в сообщении.
Официально о продаже доли Центробанка в капитале Сбербанка стало известно 11 февраля. На выкуп контрольного пакета акций Сбербанка (50% плюс одна акция) российское правительство решило направить ликвидные средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), превышающие порог 7% ВВП. Большинство средств, которые поступят из ФНБ на выкуп акций Сбербанка, вернутся в бюджет. В середине марта президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о покупке правительством у Банка России акций Сбербанка.
«Передача акций Сбербанка была проведена с соблюдением всех требований законодательства», — сказали РБК в пресс-службе Сбербанка. РБК направил запросы в Минфин и ЦБ.
Проблемы российских банков на Украине
Проблемы у «дочек» российских банков, работающих на Украине, начались в 2017 году, когда нацбанк ввел санкции против пяти банков с российским капиталом — Сбербанка, «ВТБ Украины», БМ-Банка, Проминвестбанка и VS Bank. Этим кредитным организациям запретили осуществлять любые финансовые операции, предусматривающие перевод средств за пределы Украины. VS Bank, принадлежавший Сбербанку, был продан бизнесмену Сергею Тигипко. БМ-Банк, находившийся под контролем ВТБ, принял решение прекратить свою деятельность, затем работу свернула и «ВТБ Украина».
В 2018 году акции украинских Сбербанка, ВТБ и Проминвестбанка были арестованы апелляционным судом Киева по иску компаний бизнесмена Игоря Коломойского. Они просили суд арестовать акции для выполнения решения Международного арбитражного суда Гааги, присудившего истцам $130,5 млн в качестве компенсации за недвижимое имущество, экспроприированное в Крыму после его присоединения к России. Арест акций украинской «дочки» Сбербанка был снят, так как Верховный суд Украины постановил, что арестовывать можно только те акции банков, которые принадлежат России напрямую.
Государственная исполнительная служба (ГИС), арестовавшая акции Проминвестбанка, попыталась их продать, но владелец банка — госкорпорация ВЭБ.РФ — оспорил проведение аукциона в Стокгольмском арбитраже. В итоге суд в Стокгольме запретил их продажу. ПИБ постепенно сворачивает работу на Украине.
Сбербанк пытался продать свою вторую украинскую «дочку» с 2017 года, но безуспешно. В мае 2019 года глава Сбербанка Герман Греф говорил, что продать украинский дочерний банк в ближайшее время «нереально».
Смена владельца доли, обеспечивающей существенное участие в управлении банком, предполагает согласование с регулятором и на Украине, говорит партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. «Однако в данной ситуации, на мой взгляд, имеет место подмена понятий, поскольку и де-юре, и де-факто такой смены не произошло. Если бы Сбербанк России продал свою долю в дочернем украинском банке, обеспечивающую существенное участие, Минфину или вообще кому угодно без согласования Нацбанка, то да, это было бы нарушением», — объяснил Горбунов. Согласовывать эту сделку, совершаемую на территории одного суверенного государства, по законам другого суверенного государства у сторон никакой обязанности не возникает и возникнуть не может, заключил юрист.