Иран вернулся к досанкционному уровню добычи нефти
Добыча нефти в Иране достигла досанкционного уровня в апреле, следует из ежемесячного обзора рынка, подготовленного Мировым энергетическим агентством (МЭА), выдержки из которого приводит Bloomberg. Неделей ранее, 5 мая, замминистра нефти и директор Национальной нефтяной компании Ирана (NIOC) Рукнеддин Джавади называл восстановление страной досанкционного уровня экспорта в качестве ключевого условия для того, чтобы Тегеран начал обсуждать меры по стабилизации рынка нефти с другими членами ОПЕК, что он до последнего времени делать отказывался. При этом достижение страной целевых показателей может занять один-два месяца, отметил тогда чиновник. По словам Джавади, сейчас среднесуточный нефтяной экспорт Исламской Республики составляет 2,1 млн барр. в сутки. Совокупная добыча по состоянию на 5 мая достигла 3,7 млн барр. в сутки, заявлял Джавади.
По оценке МЭА, нефтедобыча в апреле составила 3,56 млн барр. в сутки — показатель, который в предыдущий раз Иран фиксировал в ноябре 2011 года — за два месяца до того, как в отношении страны Евросоюз ввел нефтяное эмбарго. Экспорт нефти за отчетный месяц приблизился к досанкционному уровню, увеличившись более чем на 40%, или 600 тыс. барр., до 2 млн барр. в сутки, следует из документа.
Крупнейшим покупателем иранской нефти в апреле стал Китай, показатель увеличился в месячном выражении на 57%, превысив уровень 800 тыс. барр. в сутки. Поставки в Европу увеличились более чем вдвое, до 500 тыс. барр. в сутки — крупнейшими заказчиками продукта стали французская Total SA и турецкая Tüpraş-Türkiye Petrol Rafinerileri AS. До ужесточения санкций в отношении страны в середине 2012 года европейские потребители закупали иранскую нефть в объеме 600 тыс. барр. в сутки.
Увеличение экспорта отчасти обусловлено отгрузками, которые не успели осуществить в марте, отмечает МЭА. Данные о том, какая доля в поставках в апреле пришлась на отгрузки с крупнейшего иранского экспортного терминала на острове Харк, куда поступает нефть с месторождений страны, а какая — на танкеры, заполнявшиеся нефтью в условиях действовавшего эмбарго, отсутствуют.
Иран может и дальше наращивать добычу, но ограничения, относящиеся к добывающим мощностям, могут сдержать потенциал ее значительного увеличения, предупреждает агентство. До введения в отношении страны ограничительных мер Иран занимал второе место по добыче нефти в ОПЕК, после чего в августе 2012 года уступил его Ираку.
Добычу нефти в апреле наращивали и другие члены ОПЕК — Ирак и ОАЭ, но вклад Ирана в ее увеличение оказался самым существенным (на 300 тыс. барр. в сутки больше, чем в марте). На этом фоне совокупная добыча в ОПЕК приблизилась к восьмилетнему максимуму — 32,76 млн барр. в сутки. Отказ Ирана обсуждать возможность заморозки добычи, прежде чем нефтеэкспорт страны вернется на досанкционный уровень, спровоцировал срыв 17 апреля соглашения в Дохе, когда саудовцы в последний момент прервали консультации из-за разногласий с иранскими коллегами.
Иран возвращается на рынок быстрее, чем ранее прогнозировалось, говорил Bloomberg на прошлой неделе Нил Аткинсон, глава департамента нефтяных рынков МЭА. Увеличение поставок нефти Ираном нивелируется сокращением добычи в Венесуэле и Нигерии, отмечал эксперт.
Стоимость нефти Brent выросла на 69% с январских минимумов на фоне сокращения добычи в США, перебоев в поставках продукта рядом крупнейших экспортеров нефти и увеличения спроса. На 17:00 мск бенчмарк торговался на уровне $47,58 за баррель.
Однако пока запасы нефти остаются на высоком уровне, особенно в США, которые занимают первое место в мире по ее потреблению, это будет влиять на цены, предупреждают энергетические концерны, в том числе вторая по величине нефтяная компания в мире Royal Dutch Shell.
У Ирана сейчас отсутствуют запасы нефти в плавучих хранилищах, говорил Джавади. В условиях эмбарго Тегеран заполнял ею танкеры. Топ-менеджер не раскрыл, сколько нефтяного конденсата хранится в плавучих хранилищах страны.