МВФ спрогнозировал рост госдолга Украины почти до 100% ВВП
Госдолг Украины (долги правительства плюс гарантированные правительством долги госпредприятий) к концу 2015 года вырастет до 94% от ВВП, по сравнению с 73% ВВП на конец прошлого года. Об этом говорится в 70-страничном докладе Международного валютного фонда (МВФ), подготовленном в связи с новой программой кредитования Украины. При таком уровне госдолга Украина войдет в число крупнейших должников среди развивающихся стран, уступая только Ливану, Ямайке и беднейшим странам Африки (см. таблицу).
Внешний долг Украины (задолженность государственного и частного секторов перед нерезидентами) вырастет до 158% ВВП в 2015 году, по сравнению со 102% на конец 2014-го, ожидает МВФ.
Прогноз МВФ по украинской задолженности ухудшился радикально по сравнению с прошлогодними оценками. В апреле 2014-го, когда была утверждена первая кредитная программа на $17 млрд, фонд рассчитывал, что пиковый уровень госдолга составит 63,6% ВВП в 2015 году; в августе эта оценка была повышена до 73,4%.
В базовом сценарии «долговой устойчивости» Украины МВФ предполагает, что госдолг опустится до 71% ВВП к 2020 году, то есть вернется на уровень 2014 года. Но «прогнозная траектория снижения украинского госдолга подвержена значительным рискам» (экономический и валютный шоки, непредвиденный рост условных обязательств банковского сектора), предупреждает МВФ. При различных стрессовых сценариях коэффициент «долг/ВВП» может достичь 100–200% в предстоящие годы.
Под угрозой дефолта
Госдолг Украины по итогам 2014 года достиг 72,7% ВВП, по оценке МВФ (Минфин Украины пока официально это не подтверждал). Это означает, что Украина нарушила ковенанту, содержащуюся в условиях выпуска еврооблигаций на $3 млрд, которые Россия приобрела в конце 2013 года (госдолг не должен превышать 60% от ВВП). Теперь Россия имеет право потребовать досрочного погашения бумаг. Если это произойдет, это может спровоцировать перекрестный дефолт по всем еврооблигациям Украины ($17,3 млрд).
Но даже если Россия не будет активировать нарушение ковенанты (российские чиновники заявляли, что не собираются этого делать), эти облигации могут осложнить переговоры Киева с частными кредиторами. Условия еврооблигационных займов предполагают равные права всех кредиторов. Если Россия откажется участвовать в реструктуризации украинских обязательств, «это может спровоцировать технический дефолт по другим бондам», говорил Bloomberg в прошлом месяце директор Societe Generale по долговой стратегии на развивающихся рынках Режи Шателье.
200% ВВП
В частности, в сценарии глубокой рецессии до 2017 года долг увеличивается до 119% ВВП, а в случае совсем экстремальных условий (комбинация шоков для экономического роста, процентных ставок, бюджета и обменного курса гривны) госдолг может превысить 200% ВВП в 2017 году. Это даже больше, чем у Греции, самой проблемной страны еврозоны, у которой долг к ВВП достигал на пике кризиса 175%.
Базовый сценарий МВФ предполагает, что ВВП Украины в 2015 году сократится на 5,5% в 2015 году после падения на 6,9% в предыдущем. Фонд отмечает, что экономическая активность на востоке Украины обрушилась, тогда как на остальной территории страны спад более умеренный. Промпроизводство в Донецкой и Луганской областях в 2014 году упало на 32 и 42% соответственно, а на остальной Украине – только на 4,6%. «Недавние индикаторы свидетельствуют, что экономическая ситуация в конфликтном Донбассе все больше разъединяется с остальной частью страны», – говорится в докладе.
Заданные новой программой МВФ параметры долговой устойчивости во многом зависят от того, как пройдет реструктуризация существующей валютной задолженности Украины перед частными кредиторами. Власти Украины уже объявили, что будут проводить с держателями евробондов консультации с целью сэкономить $15 млрд долговых выплат в 2015–2018 годах. Для консультирования и проведения переговоров наняты инвестбанк Lazard и бутиковая инвестиционная фирма Rothschild. Параметры реструктуризации еще не определены, но предполагается, что облегчение долгового бремени будет достигаться за счет продления сроков облигаций, а не сокращения номинальной стоимости бумаг (haircut). Планируемая реструктуризация евробондов («долговая операция», как ее называет МВФ) сохраняет очень значительный элемент неопределенности – главным образом из-за принадлежащих России украинских еврооблигаций на $3 млрд.