Клепач констатировал техническую рецессию в России
«Это означает с учетом сезонного и календарного фактора минус, а не плюс, как было в нашей оценке. Два квартала подряд - это и есть техническая рецессия. Первый квартал у нас был минус. Наша была оценка 1,1, у Росстата есть более полные данные, надо разбираться, почему [разница в оценках], они нам пока структуру не давали», - сказал РБК бывший замминистра экономического развития Клепач, комментируя предварительные данные Росстата о росте ВВП России во втором квартале, который составил 0,8%.
При этом Клепач обратил внимание, что необходимо понять причины отклонения между оценками Минэкономразвития и Росстата. «Мы базируемся на предварительных данных, они в большей степени зависят от динамики базовых отраслей реального сектора. Росстат рассчитывает по всей картине, включая сферу услуг и все остальное. Я не знаю полной картины и не собираюсь гадать. Надо разбираться, после этого можно сделать выводы», - ответил Клепач на вопрос РБК о том, как техническая рецессия повлияет на рост ВВП во втором полугодии и на общие итоги года.
Клепач в конце июля перешел из Минэкономразвития в ВЭБ. Кроме того, он будет председателем наблюдательного совета Объединенной ракетно-строительной корпорации.
По неофициальным сведениям, преемником Клепача на посту замминистра экономики станет Алексей Ведев, который сейчас является директором Центра структурных исследований Института Гайдара. Он не согласился с оценкой своего предшественника.
«Я убежден, что это не техническая рецессия. Так как данные предварительные, будет корректировка в сторону увеличения. Остается открытый вопрос по инвестициям, так как мне кажется, что не учтены инвестиции госкомпаний», - сказал РБК Ведев.
О неоднозначной ситуации с рецессией в России заявляют и другие эксперты. Главный экономист Центра развития ВШЭ Валерий Миронов пояснил РБК, что по формальным критериям в России действительно наблюдается рецессия, однако менее формальный подход «говорит, что рецессии нет - например, у нас растет промышленность».
В первом квартале 2014 года ВВП России сократился на 0,5% по сравнению с четвертым кварталом 2013 года. Для признания в России технической рецессии необходимо, чтобы экономика во втором квартале снизилась по сравнению с первым.
В начале июля британский банк HSBC предупредил, что в России по итогам первого полугодия уже наступила рецессия. До этого возможность рецессии за апрель-июнь признавали в Минфине и МВФ.
В июле США, страны ЕС и ряд других государств ужесточили санкции против России, перейдя к секторальным ограничениям, наложенным на финансовую отрасль и нефтяную промышленность. В ответ 7 августа Москва ограничила продовольственный импорт из стран, которые ввели санкции против России.
Новый виток санкционного противостояния привел к тому, что крупные американские банки снизили свои прогнозы по росту ВВП России. Например, Bank of America в начале августа снизил прогноз по росту экономики России в 2014 году с 0,9% до 0,5%. Goldman Sachs по итогам 2014 года также ожидает увеличения ВВП России на 0,5%.
Официальный прогноз Минэкономразвития по росту ВВП России в 2014 году составляет 0,5%.
Александр Ратников, Юлия Забавина, Елена Малышева
О чем | Клепач | Ведев |
---|---|---|
О санкциях | Мы делали оценки влияния санкций, разной интенсивности оттока капитала, удорожания денег. Очевидно, что это дает существенный негативный эффект для роста ВВП не столько в этом году, когда он еще, с учетом лагов, будет ограничен, сколько применительно к 2015 году. В зависимости от масштаба и настройки санкций это может привести и к остановке экономического роста, и даже к некоторому спаду. (Россия 24) | Санкции против банков – это наименьшее зло, которое может быть. Тем более что Visa и Mastercard, наученные горьким опытом, заявили, что не будут никаких санкций вводить. На мой взгляд, наибольшую опасность представляет сотрудничество в рамках совместных проектов по обрабатывающей промышленности и машиностроению. Последствия будут двухсторонние, проявятся не сразу, а только через год-два, потери понесут и Россия, и Европа, и США. Мне кажется, что санкции очень политизированные, преждевременные и странные. |
О госфинансировании проектов | Это не такая большая сумма, это $30-50 млрд, а валютные резервы у нас порядка 500 млрд, объем ФНБ - более 100 млрд. Возможность финансовой подпитки именно кредитной деятельности приемлема, она позволила бы дать существенный импульс для реализации инвестпроектов и (активизации) кредитной деятельности банков. У нас есть значительные сбережения в виде валютных резервов, средств ФНБ, которые можно инвестировать. В нынешних условиях можно было бы вкладывать в развитие экономики все 100% средств ФНБ. (Россия 24) | Эта идея неплохая, но надо выбирать проекты с максимальным эффектом на прочие инвестиции и на оживление промышленного производства. Все должно происходить в рамках тендера, то есть расширение инвестиционных проектов не должно приводить к росту цен. Нужен контроль за ценами в рамках госзаказа и тендеры, достаточно стандартные меры. ФНБ не обязательно тратить на инфраструктурные проекты. Сейчас обострилась тема импортозамещения по ряду позиций, например, оборонная отрасль и металлургия – отличные направления для госинвестиций. Лучше сегодня деньги из ФНБ направить на то, чтобы и проблему закрыть, и стимулировать наше промпроизводство. |
О повышении процентной ставки ЦБ | Центральный банк активно повышал свои основные операционные ставки. Последнее повышение мы получили на днях. Это делается как реакция на инфляционные риски, давление на курс доллара, но я думаю, что такого рода действия и политика требуют пересмотра. Весь вопрос – когда он произойдет. (Россия 24) | Я выступаю против решения ЦБ повысить процентную ставку до 8%. Это не победит инфляцию, а кредиты станут дороже. |
О бюджетном правиле | Мы должны быть предельно честными и признать: если мы сохраняем бюджетное правило, высоких темпов роста при сложившейся мировой конъюнктуре у нас не будет. При сохранении бюджетного правила экономика не сможет прибавлять больше 2-3% в год из-за разбалансировки между обязательствами и возможностями бюджета. (Российская газета) |
Я считаю, что целесообразно смягчить бюджетное правило, так как в рамках санкций у нас наблюдается оживление экономики, основанное на импортозамещении, это очень краткосрочный фактор, поэтому необходимо экономику поддержать. У нас действительно форс-мажорная ситуация, связанная с геополитическими проблемами, а бюджетное правило вводилось для более стабильных периодов. |
О перспективах экономики | ВВП по итогам 2014 года может составить 0,6-0,7%. Официальный прогноз Минэкономразвития составляет 0,5%, однако по итогам года рост может оказаться на 0,1-0,2% выше, потому что экспорт оказался несколько больше, чем мы первоначально ожидали, цены на нефть выше. (Россия 24) | В рамках Института Гайдара наш прогноз 1,4%, я думаю, что прогнозы Минэкономразвития и ЦБ занижены. |